1hjpjfy
Unlimited
- Сообщения
- 547
- Лайки
- 1.081
Смотрел несколько курсов по мотивации. В некоторых предлагают локальные решения, типа "есть лягушку с утра", но системно это проблему не решает. В некоторых автор не понимает проблемы, дает советы, не имеющие отношения к реальности. И в последнем подход "визуализации", при котором достаточно перебрать себя мысленно и все наладится. Напишу пару мыслей по теме.
1. Взгляд на мир и свою роль, "мир должен"/ "мир добрый"
Системно проблема нежелания что-то делать может быть связана с мировоззрением в целом. Человек не знает, что "чтобы что-то работало, нужноподнять жо сделать это самому". Он не берет руль в свои руки, передает руль "взрослым", тем, кто "должен" эту проблему решать. Родители должны купить квартиру, государство обеспечить молодых специалистов работой, девушки любить за внутренний мир, а каждой девушке "положен" принц. Человек не видит связи между той частью своей личности, которую условно можно назвать "действующим началом". Мне удобнее называть ее "действующая платформа". Действующая часть слабая, человек взывает к миру и ждет решения проблемы со стороны. Это все на базовом уровне, потому не очевидно, что не так.
В проблемных сферах заметно такое перекладывание ответственности на базовом уровне на внешних "взрослых". Например, в спорте человек понимает, что нужно вставать рано, много работать, преодолевать, напрягаться. А в личной жизни - нет. Поэтому в спорте он работает, а в отношениях - ждет свою "вторую половинку", критикует девушек, обижается на Вселенную, расстраивается, злится. Но продолжает ничего не делать.
Слабая часть "действующее начало" дает слишком маленький результат, у человека банально не получается, он разочаровывается и больше не хочет стараться. Навык ждать благ от мира не позволяет эту "действующую платформу" развивать. Пока конкуренты прокачиваются, человек уходит в хвост отстающих и ему сложнее догонять. У него "лапки".
В каждой сфере есть часть работы, которую нужно проделать. Если у прокрастинатора тут слепое пятно - он будет откладывать "делание", потому что просто не видит связи делания с результатом. У отличника может быть такая ситуация. Его развивали с детства, читали книги, он быстро схватывает, тип нервной системы позволяет быстро строить нейронные связи. Нет связи "делаю, работаю - получаю результат". Материал усложняется, а работать отличник не привык. Ждет, по привычке, что все как-то сложится само. Но само только увеличивается отставание. В какой-то момент нужно начинать работать.
В социальных отношениях тоже есть часть работы, которую нужно выполнить. Да, кому-то легко дается эта сфера, но только потому что часть работы была сделана в юном возрасте или родителями (генетика). Нужно учиться многим вещам: слушать, шутить, понимать контекст, говорить, чувствовать настроение, быть уместным, решать конфликты, помогать, отказывать, создавать романтический контекст, хорошо выглядеть, поддерживать темы и мн.мн.др. Все "проблемные" в этой сфере люди на базовом уровне уверены, что им мир просто должен дать друзей, вторую половинку, связи, общение.
Вариант убеждения "мир должен" - "мир добрый", он на твоей стороне, он поможет тебе всегда, нужно только доверять ему и ждать, сложив ручки.
Человек в выборе поведения опирается на свою идентичность. В этом примере идентичность детская, человек по инерции продолжает чувствовать себя ребенком. В детстве это чувство адекватно реальности. У ребенка нет руля, он пассивный элемент системы в большинстве случаев. Спокойные дети не имеют "внутреннего огня" амбиций, они послушны. Эта стратегия "быть послушным и правильным" и "ждать благ от взрослых" во взрослом состоянии перестает быть эффективной.
Делать:
Если ты что-то откладываешь на потом, не связано ли это с подсознательным чувством, что все решится как-нибудь само, все разрулится?
Как-то нужно привести себя к мысли, что любые результаты в любой сфере связаны с тем, что человек в этой сфере берет в свои руки руль, решает задачи сам. Человек с результатами в сфере - взрослый. Базовое качество, с которого начинается развитие - самостоятельность. Продвинутый уровень - проактивность.
2. Выученная беспомощность, идентичность, доминанты
У человека есть функциональный орган, подающий энергию. Количество производимой энергии тоже отличается, но здесь критичен вопрос приоритетов.
Все, что приводит к увеличению энергии у человека, квалифицируется психикой как "полезное". К уменьшению - "вредное". На вредное энергии выделяется меньше. В какой-то момент подача блокируется вообще, человек попадет в апатию.
"Полезное" связано с ценностями и интересами человека. Играть в комп. игры человек может несколько часов подряд, а уборка надоедает даже не начавшись. Игры специально разработаны так, чтобы увлекать человека. Бонусы, возможность получать уровни и ачивки, всякие прочие ништяки - специально, чтобы игроку было хорошо, чтобы он чувствовал себя крутым с минимумом затрат.
Одна из моих любимых тем - доминанты (Ухтомского). Если у человека есть доминанта "уютный дом и вкусная домашняя еда" - ему будет не лениво убираться и готовить. У многих людей низкий уровень требований в проблемной сфере. У фитоняшки доминанта "внешность" превалирует над доминантой "жирная сладкая еда". Яркая внешность - ценность, потому мозгу не лениво выделять энергию на эту задачу. Ребенок - доминанта для мамы, а политика ей, например, не интересна. Работа - доминанта для карьериста, а музыка не интересна.
Проблема с ленью возникает, когда уровень ощущаемой радости от выполнения задачи меньше, чем уровень затраченных усилий. Подросток медленно убирается, потому что единиц радости от чистой квартиры у него мало (не базовая ценность), а единиц затрат сил много. Подросток быстро бежит за продуктами в магазин, если ему разрешили по дороге купить значимую для него вещь.
Лень - полезная штука в случае, если человек заставляет себя делать то, что ему не близко, не нравится, не интересно. Особенно, если уже есть выраженная доминанта. Эффективнее использовать свои сильные стороны и уж точно себя не насиловать.
Лень - опасная штука, если у человека идентичность потребителя, он считает выше своего достоинства делать простые задачи. Все задачи кажутся ему неинтересными, а интересно только развлекаться и получить результат нахаляву (придет мама и приготовит еду). В этом случае см п.1. Мы получаем такую "косячную бухгалтерию" при подаче энергии из-за косячного неадекватного восприятия мира.
Но в некоторых случаях "косячная бухгалтерия" опирается на негативный опыт. Это "выученная беспомощность", но с вариантами. Человек подготовился к собеседованию, получил отказ, подготовился, получил отказ. На третий раз психика не захочет давать энергии на заведомо провальный проект. У человека снизится уверенность, он может начать тревожиться. Человек подготовился к свиданию, получил отказ, сходил на второе, негативный опыт. На третий "зачем вообще эти отношения, лучше в игру поиграю".
Важно начать строить свою идентичность на базе "я делающий, я действующий, я могу". Нужно больше опыта именно делания. Когда человек что-то может делать (красиво говорить, вкусно готовить, решать задачи, драться, шутить, строить дом и пр) - он чувствует рост своей ценности. Он чувствует себя крутым, чувствует респект от окружающего мира, преимущества. Чувство кайфа привязывается к состоянию "я могу". Прибежал на физкультуре в тройке лучших - это уже статус, это чувство кайфа от собственного статуса "я могу круто бегать". Решил лучше всех бытовую задачу - чувство кайфа. Выглядишь лучше всех в тусовке - чувство превосходства (выигрыш в социальной конкуренции) - чувство кайфа. И т.д.
Поэтому, если у человека перманентные "лапки", он всегда и везде отказывался от руля и сидел в сторонке - очень сложно для мозга проассоциировать "я могу, я крутой" с чувством кайфа. По этой причине сохраняется потребительская психология и стратегия экономии энергии.
Стратегия экономии энергии - это первое, с чем ты столкнешься при изучении темы мотивации. Многим людям выгоднее жить в грязи, чем убраться, выгоднее быть вообще без отношений, чем немного напрячься и научиться общаться с людьми, даже выгоднее быть толстым и некрасивым, чем немного тренироваться и меньше есть вредного. Собственные усилия человека мозг связывает с "потерями", а результат слишком незначительный, чтобы так напрягаться. Баланс отрицательный.
Пример 1: если я не хочу идти и делать проект, если мне лень... Возможно, у меня нет объективно высокого результата, нет уважения коллег, нет авторитета. Может я работаю на проекте неделю, рукожоплю, не умею делать простые вещи, но хочу к себе особого отношения, уважения и признания? Может я дофига хочу?
Пример 2: если я не хочу идти и делать проект, если мне лень... Возможно, я действительно много работаю и стараюсь и могу вывозить средние проекты. Но я брал более сложные проекты, поднимал планку, получал негативный результат, перегорал, нервничал и психика больше не хочет неудач. Она бережет меня от такого опыта. Идентичность "я неудачник" перекрывает подачу энергии.
Из-за разницы в опыте (и базирующейся на нем идентичности) возникает разница подходов. В стрессовой ситуации один человек начинает брать себя в руки и активно что-то делать (берет руль), а другой прячется, перекладывает ответственность (отказ от руля). Даже в простой ситуации, например, два человека опаздывают на важную встречу. Один ищет варианты, как успеть, звонит в такси, отказывается от переодевания в другую одежду, идет быстрее. Другой - ищет отмазки, почему он не виноват и на кого можно свалить вину (дороги, погода, будильник сломался). Если был позитивный опыт решения задач - идентичность "я смог, я молодец" закрепляется. В следующий раз он будет делать больше сам, вкладывать больше усилий. При избегающей стратегии, наоборот, будет сильнее прятаться и отмазываться от собственных действий. И при такой стратегии невозможно получить классный результат. Позитивному опыту банально неоткуда будет взяться.
Сильная внутренняя мотивация тоже формируется из-за связи с позитивным опытом. Поставил задачу - сделал сам - получил значимый результат - получил вознаграждение (кайф). Никогда не ставил перед собой задачи - ноль опыта получения результата от внутренней мотивации - нет поведенческого паттерна.
В низкоэнергетическом состоянии человек готов отказаться даже от базовых потребностей, но только бы ничего не делать (не тратить силы).
Делать:
Найти способ накапливать позитивный опыт "действия - результат". Начинать с небольших задач и не ставить слишком высокую планку. Радоваться небольшим изменениям. Формировать идентичность "я делаю - я молодец" на всех задачах.
3. Среда, горизонт планирования, вознаграждение
Последняя причина лени связана с недружественной средой.
Все тот же принцип "результата нет или незначительный" демотивирует человека. Горизонт планирования у людей разный, если поставить зимой задачу "похудеть к лету", большинство людей ее провалит. Потому что психика прекрасно ощущает, что вкладывать энергию она начнет прямо сейчас, а результат нужен фиг знает когда. Будет саботаж, ночные дожоры и пропуски тренировок.
Сознательно навязать своему мозгу ценность или доминанту не получится. Поэтому ценность цели должна искренне опознаваться психикой как значительная. Человек должен понимать, для чего он выполняет задачу. Обмануть себя не получится или получится в очень краткосрочной перспективе, после чего психика почувствует, что человек манипулирует и перекроет доступ к энергии на эту задачу. Нужно увидеть вознаграждение в краткосрочной перспективе или перестать себя мучить бесперспективной задачей.
Допустим, человек живет в заводском провинциальном поселке и хочет выучить французский, потому что когда-нибудь потом поедет в Париж. Прямо сейчас вознаграждения не будет, т.к. с целью связано крайне мало всего в реальности (в среде). Психика будет затрачивать много сил, времени, язык будет забываться. Окружение не дает вознаграждения. Т.е. не будет такого, что мужики узнали, что ты выучил систему времен и выражают респекты. Не будет такого, что дамы начали шептаться заинтересованно по углам. Актуальное дело (работа) не дает вознаграждения - начальство не повысило зарплату, не дали преимуществ. Если по честному, то даже наоборот, преимущества можно потерять с такой целью. Эта цель имеет настолько далекое вознаграждение, что скорее всего человек будет 5 раз бросать язык, а на 6 психика "скажет": это бесперспективное дело, ты тратишь силы и получаешь нулевой результат, фиг тебе, а не мотивацию. А потеря преимуществ будет такой: пока он учил язык, коллега делал доп. работу, осваивал новую технологию работы и тусил с начальством и коллегами. Через полгода его повысили, соответственно язык косвенно повлиял на недополучение выгоды.
Важно видеть вознаграждение от цели в обозримом будущем, в текущей среде. Хотя бы косвенное. Допустим, тот же человек из поселка хочет научиться программировать. Да, текущая среда его не вознаградит, но зато препод с курса по программированию похвалит, рейтинг учеников с курса покажет "кто тут молодец", на форуме отметят хороший ответ. И будущее вознаграждение (смена работы и з/пл) тоже доступно и понятно, какие еще шаги до него остались. Оно хотя бы на расстоянии вытянутой руки и можно отслеживать прогресс.
Чем больше у человека позитивного опыта достижений, тем больший горизонт он может себе позволить. Если цель связана с новой сферой жизни и достижений в ней нет - важно не ставить абстрактные и невыполнимые задачи.
Человек демотивирован, если не видит путей удовлетворения значимой потребности. Если "действующая платформа" отсутствует, рычагов нет, результат человек не связывает с собственными усилиями - он просто ждет и ноет. С этим все понятно. Но во многих случаях человек обманывает себя, скрывает от себя ощущения. Допустим, ценность связана с достижениями, хочется добиваться большего и есть готовность работать. Но человек работает в небольшой конторе, где рынок не растет, сама контора не растет тоже, прыгнуть на вышестоящую должность не вариант вне зависимости от усилий и достижений - потому что на ней сидит 20 лет руководитель и никуда деваться не собирается, а выше - только собственник. Он хочет результат, но текущие действия (даже идеальная работа, ноль опозданий и косяков, 30 прочитанных книг по теме) не дадут значимый результат. На уровне сознания человек не понимает, что не так. Зарплата норм, работать получается, локальные результаты хорошие, уважение в коллективе есть. Но не огонь. Утром не хочется идти на работу. Причина - отсутствует актуальная цель.
Делать:
Найти актуальные цели, исходить из реальных возможностей среды обеспечивать вознаграждение.
4. Уважение к своей природе
Психика - более древняя часть человека, чем функциональный орган, которым человек ставит перед собой цели. Есть масса причин получить демотивацию (блокировка подачи энергии). И если относиться к себе как к рабочей лошади, которую можно просто пнуть и работать - можно получить сюрприз. (Апатию, депрессию, разочарование в себе.)
Если психика категорически не хочет, нельзя ее пинать насильно. Во всяком случае, долго.
Можно попробовать подключить вознаграждение через существующую ценность. Не хочешь идти на пробежку утром ради "противоположного пола", можно найти друга с бегать с ним ради ценности "дружба".
Ценности подключаются через ярких людей. Нет базовой ценности "порядок и уют", тратить силы на уборку всего лениво. Потом знакомишься со значимым человеком, а у него всегда все чисто и аккуратно и он говорит, например, "порядок в голове - порядок в жизни" и что-то перещелкивает. Ценность начинает формироваться. Пока не доминанта, но уже намек на нее. Повлиять на этот фактор напрямую не получится, но социальные связи для человека очень важны. Психика заточена на анализ социальных факторов, потому что человек на протяжении всей истории вида жил в группе и социальные факторы играли в продвижении "к кормушке" важнейшую роль.
Важно хотя бы иногда общаться с людьми с уже сформированной ценностью, которая связана с нужной мотивацией. Если стоит задача - продвижение по карьере, но очень не хочется - нужно найти сообщество карьеристов или отдельных людей и общаться. Если похудеть - сообщество фитоняшек, или хотя бы одну подругу с базовой ценностью "внешка". Через социалку входить в мотивацию проще.
У мотивации эмоциональная природа. Логическими доводами влиять на уровень энергии нельзя или получается ненадолго. Поэтому все вознаграждения должны быть субъективно эмоционально ценными. Довод "сегодня раньше пойду на работу и тогда раньше приду" может не иметь значения для психики, довод "раньше пойду на работу и тогда на обратном пути зайду в любимую кофейню" - ролять будет. Довод "сегодня раньше пойду на работу и тогда раньше приду домой, чтобы доделать проект" - шанс словить демотивацию и саботаж.
По этой причине учат не ставить целью "деньги", а ставить конкретную эмоционально значимую вещь, которую можно купить.
Если чего-то адово не хочется - надо посмотреть, не задрючена ли психика по этой цели. Возможно, надо начинать с нуля, постепенно ставить небольшие задачи, не напрягать себя, показывать себе на опыте безопасность этого пути. Отказываться от действий, если возникает саботаж. Нельзя ставить жесткие планы и агрессивно себя мотивировать. Даже цену слова нельзя назначать. Но опять же, я говорю сейчас о ситуации жесткой демотивации, а не когда человек просто ленивая наглая жопа с лапками, привыкшая ничего не делать в своей жизни.
1. Взгляд на мир и свою роль, "мир должен"/ "мир добрый"
Системно проблема нежелания что-то делать может быть связана с мировоззрением в целом. Человек не знает, что "чтобы что-то работало, нужно
В проблемных сферах заметно такое перекладывание ответственности на базовом уровне на внешних "взрослых". Например, в спорте человек понимает, что нужно вставать рано, много работать, преодолевать, напрягаться. А в личной жизни - нет. Поэтому в спорте он работает, а в отношениях - ждет свою "вторую половинку", критикует девушек, обижается на Вселенную, расстраивается, злится. Но продолжает ничего не делать.
Слабая часть "действующее начало" дает слишком маленький результат, у человека банально не получается, он разочаровывается и больше не хочет стараться. Навык ждать благ от мира не позволяет эту "действующую платформу" развивать. Пока конкуренты прокачиваются, человек уходит в хвост отстающих и ему сложнее догонять. У него "лапки".
В каждой сфере есть часть работы, которую нужно проделать. Если у прокрастинатора тут слепое пятно - он будет откладывать "делание", потому что просто не видит связи делания с результатом. У отличника может быть такая ситуация. Его развивали с детства, читали книги, он быстро схватывает, тип нервной системы позволяет быстро строить нейронные связи. Нет связи "делаю, работаю - получаю результат". Материал усложняется, а работать отличник не привык. Ждет, по привычке, что все как-то сложится само. Но само только увеличивается отставание. В какой-то момент нужно начинать работать.
В социальных отношениях тоже есть часть работы, которую нужно выполнить. Да, кому-то легко дается эта сфера, но только потому что часть работы была сделана в юном возрасте или родителями (генетика). Нужно учиться многим вещам: слушать, шутить, понимать контекст, говорить, чувствовать настроение, быть уместным, решать конфликты, помогать, отказывать, создавать романтический контекст, хорошо выглядеть, поддерживать темы и мн.мн.др. Все "проблемные" в этой сфере люди на базовом уровне уверены, что им мир просто должен дать друзей, вторую половинку, связи, общение.
Вариант убеждения "мир должен" - "мир добрый", он на твоей стороне, он поможет тебе всегда, нужно только доверять ему и ждать, сложив ручки.
Человек в выборе поведения опирается на свою идентичность. В этом примере идентичность детская, человек по инерции продолжает чувствовать себя ребенком. В детстве это чувство адекватно реальности. У ребенка нет руля, он пассивный элемент системы в большинстве случаев. Спокойные дети не имеют "внутреннего огня" амбиций, они послушны. Эта стратегия "быть послушным и правильным" и "ждать благ от взрослых" во взрослом состоянии перестает быть эффективной.
Делать:
Если ты что-то откладываешь на потом, не связано ли это с подсознательным чувством, что все решится как-нибудь само, все разрулится?
Как-то нужно привести себя к мысли, что любые результаты в любой сфере связаны с тем, что человек в этой сфере берет в свои руки руль, решает задачи сам. Человек с результатами в сфере - взрослый. Базовое качество, с которого начинается развитие - самостоятельность. Продвинутый уровень - проактивность.
2. Выученная беспомощность, идентичность, доминанты
У человека есть функциональный орган, подающий энергию. Количество производимой энергии тоже отличается, но здесь критичен вопрос приоритетов.
Все, что приводит к увеличению энергии у человека, квалифицируется психикой как "полезное". К уменьшению - "вредное". На вредное энергии выделяется меньше. В какой-то момент подача блокируется вообще, человек попадет в апатию.
"Полезное" связано с ценностями и интересами человека. Играть в комп. игры человек может несколько часов подряд, а уборка надоедает даже не начавшись. Игры специально разработаны так, чтобы увлекать человека. Бонусы, возможность получать уровни и ачивки, всякие прочие ништяки - специально, чтобы игроку было хорошо, чтобы он чувствовал себя крутым с минимумом затрат.
Одна из моих любимых тем - доминанты (Ухтомского). Если у человека есть доминанта "уютный дом и вкусная домашняя еда" - ему будет не лениво убираться и готовить. У многих людей низкий уровень требований в проблемной сфере. У фитоняшки доминанта "внешность" превалирует над доминантой "жирная сладкая еда". Яркая внешность - ценность, потому мозгу не лениво выделять энергию на эту задачу. Ребенок - доминанта для мамы, а политика ей, например, не интересна. Работа - доминанта для карьериста, а музыка не интересна.
Проблема с ленью возникает, когда уровень ощущаемой радости от выполнения задачи меньше, чем уровень затраченных усилий. Подросток медленно убирается, потому что единиц радости от чистой квартиры у него мало (не базовая ценность), а единиц затрат сил много. Подросток быстро бежит за продуктами в магазин, если ему разрешили по дороге купить значимую для него вещь.
Лень - полезная штука в случае, если человек заставляет себя делать то, что ему не близко, не нравится, не интересно. Особенно, если уже есть выраженная доминанта. Эффективнее использовать свои сильные стороны и уж точно себя не насиловать.
Лень - опасная штука, если у человека идентичность потребителя, он считает выше своего достоинства делать простые задачи. Все задачи кажутся ему неинтересными, а интересно только развлекаться и получить результат нахаляву (придет мама и приготовит еду). В этом случае см п.1. Мы получаем такую "косячную бухгалтерию" при подаче энергии из-за косячного неадекватного восприятия мира.
Но в некоторых случаях "косячная бухгалтерия" опирается на негативный опыт. Это "выученная беспомощность", но с вариантами. Человек подготовился к собеседованию, получил отказ, подготовился, получил отказ. На третий раз психика не захочет давать энергии на заведомо провальный проект. У человека снизится уверенность, он может начать тревожиться. Человек подготовился к свиданию, получил отказ, сходил на второе, негативный опыт. На третий "зачем вообще эти отношения, лучше в игру поиграю".
Важно начать строить свою идентичность на базе "я делающий, я действующий, я могу". Нужно больше опыта именно делания. Когда человек что-то может делать (красиво говорить, вкусно готовить, решать задачи, драться, шутить, строить дом и пр) - он чувствует рост своей ценности. Он чувствует себя крутым, чувствует респект от окружающего мира, преимущества. Чувство кайфа привязывается к состоянию "я могу". Прибежал на физкультуре в тройке лучших - это уже статус, это чувство кайфа от собственного статуса "я могу круто бегать". Решил лучше всех бытовую задачу - чувство кайфа. Выглядишь лучше всех в тусовке - чувство превосходства (выигрыш в социальной конкуренции) - чувство кайфа. И т.д.
Поэтому, если у человека перманентные "лапки", он всегда и везде отказывался от руля и сидел в сторонке - очень сложно для мозга проассоциировать "я могу, я крутой" с чувством кайфа. По этой причине сохраняется потребительская психология и стратегия экономии энергии.
Стратегия экономии энергии - это первое, с чем ты столкнешься при изучении темы мотивации. Многим людям выгоднее жить в грязи, чем убраться, выгоднее быть вообще без отношений, чем немного напрячься и научиться общаться с людьми, даже выгоднее быть толстым и некрасивым, чем немного тренироваться и меньше есть вредного. Собственные усилия человека мозг связывает с "потерями", а результат слишком незначительный, чтобы так напрягаться. Баланс отрицательный.
Пример 1: если я не хочу идти и делать проект, если мне лень... Возможно, у меня нет объективно высокого результата, нет уважения коллег, нет авторитета. Может я работаю на проекте неделю, рукожоплю, не умею делать простые вещи, но хочу к себе особого отношения, уважения и признания? Может я дофига хочу?
Пример 2: если я не хочу идти и делать проект, если мне лень... Возможно, я действительно много работаю и стараюсь и могу вывозить средние проекты. Но я брал более сложные проекты, поднимал планку, получал негативный результат, перегорал, нервничал и психика больше не хочет неудач. Она бережет меня от такого опыта. Идентичность "я неудачник" перекрывает подачу энергии.
Из-за разницы в опыте (и базирующейся на нем идентичности) возникает разница подходов. В стрессовой ситуации один человек начинает брать себя в руки и активно что-то делать (берет руль), а другой прячется, перекладывает ответственность (отказ от руля). Даже в простой ситуации, например, два человека опаздывают на важную встречу. Один ищет варианты, как успеть, звонит в такси, отказывается от переодевания в другую одежду, идет быстрее. Другой - ищет отмазки, почему он не виноват и на кого можно свалить вину (дороги, погода, будильник сломался). Если был позитивный опыт решения задач - идентичность "я смог, я молодец" закрепляется. В следующий раз он будет делать больше сам, вкладывать больше усилий. При избегающей стратегии, наоборот, будет сильнее прятаться и отмазываться от собственных действий. И при такой стратегии невозможно получить классный результат. Позитивному опыту банально неоткуда будет взяться.
Сильная внутренняя мотивация тоже формируется из-за связи с позитивным опытом. Поставил задачу - сделал сам - получил значимый результат - получил вознаграждение (кайф). Никогда не ставил перед собой задачи - ноль опыта получения результата от внутренней мотивации - нет поведенческого паттерна.
В низкоэнергетическом состоянии человек готов отказаться даже от базовых потребностей, но только бы ничего не делать (не тратить силы).
Делать:
Найти способ накапливать позитивный опыт "действия - результат". Начинать с небольших задач и не ставить слишком высокую планку. Радоваться небольшим изменениям. Формировать идентичность "я делаю - я молодец" на всех задачах.
3. Среда, горизонт планирования, вознаграждение
Последняя причина лени связана с недружественной средой.
Все тот же принцип "результата нет или незначительный" демотивирует человека. Горизонт планирования у людей разный, если поставить зимой задачу "похудеть к лету", большинство людей ее провалит. Потому что психика прекрасно ощущает, что вкладывать энергию она начнет прямо сейчас, а результат нужен фиг знает когда. Будет саботаж, ночные дожоры и пропуски тренировок.
Сознательно навязать своему мозгу ценность или доминанту не получится. Поэтому ценность цели должна искренне опознаваться психикой как значительная. Человек должен понимать, для чего он выполняет задачу. Обмануть себя не получится или получится в очень краткосрочной перспективе, после чего психика почувствует, что человек манипулирует и перекроет доступ к энергии на эту задачу. Нужно увидеть вознаграждение в краткосрочной перспективе или перестать себя мучить бесперспективной задачей.
Допустим, человек живет в заводском провинциальном поселке и хочет выучить французский, потому что когда-нибудь потом поедет в Париж. Прямо сейчас вознаграждения не будет, т.к. с целью связано крайне мало всего в реальности (в среде). Психика будет затрачивать много сил, времени, язык будет забываться. Окружение не дает вознаграждения. Т.е. не будет такого, что мужики узнали, что ты выучил систему времен и выражают респекты. Не будет такого, что дамы начали шептаться заинтересованно по углам. Актуальное дело (работа) не дает вознаграждения - начальство не повысило зарплату, не дали преимуществ. Если по честному, то даже наоборот, преимущества можно потерять с такой целью. Эта цель имеет настолько далекое вознаграждение, что скорее всего человек будет 5 раз бросать язык, а на 6 психика "скажет": это бесперспективное дело, ты тратишь силы и получаешь нулевой результат, фиг тебе, а не мотивацию. А потеря преимуществ будет такой: пока он учил язык, коллега делал доп. работу, осваивал новую технологию работы и тусил с начальством и коллегами. Через полгода его повысили, соответственно язык косвенно повлиял на недополучение выгоды.
Важно видеть вознаграждение от цели в обозримом будущем, в текущей среде. Хотя бы косвенное. Допустим, тот же человек из поселка хочет научиться программировать. Да, текущая среда его не вознаградит, но зато препод с курса по программированию похвалит, рейтинг учеников с курса покажет "кто тут молодец", на форуме отметят хороший ответ. И будущее вознаграждение (смена работы и з/пл) тоже доступно и понятно, какие еще шаги до него остались. Оно хотя бы на расстоянии вытянутой руки и можно отслеживать прогресс.
Чем больше у человека позитивного опыта достижений, тем больший горизонт он может себе позволить. Если цель связана с новой сферой жизни и достижений в ней нет - важно не ставить абстрактные и невыполнимые задачи.
Человек демотивирован, если не видит путей удовлетворения значимой потребности. Если "действующая платформа" отсутствует, рычагов нет, результат человек не связывает с собственными усилиями - он просто ждет и ноет. С этим все понятно. Но во многих случаях человек обманывает себя, скрывает от себя ощущения. Допустим, ценность связана с достижениями, хочется добиваться большего и есть готовность работать. Но человек работает в небольшой конторе, где рынок не растет, сама контора не растет тоже, прыгнуть на вышестоящую должность не вариант вне зависимости от усилий и достижений - потому что на ней сидит 20 лет руководитель и никуда деваться не собирается, а выше - только собственник. Он хочет результат, но текущие действия (даже идеальная работа, ноль опозданий и косяков, 30 прочитанных книг по теме) не дадут значимый результат. На уровне сознания человек не понимает, что не так. Зарплата норм, работать получается, локальные результаты хорошие, уважение в коллективе есть. Но не огонь. Утром не хочется идти на работу. Причина - отсутствует актуальная цель.
Делать:
Найти актуальные цели, исходить из реальных возможностей среды обеспечивать вознаграждение.
4. Уважение к своей природе
Психика - более древняя часть человека, чем функциональный орган, которым человек ставит перед собой цели. Есть масса причин получить демотивацию (блокировка подачи энергии). И если относиться к себе как к рабочей лошади, которую можно просто пнуть и работать - можно получить сюрприз. (Апатию, депрессию, разочарование в себе.)
Если психика категорически не хочет, нельзя ее пинать насильно. Во всяком случае, долго.
Можно попробовать подключить вознаграждение через существующую ценность. Не хочешь идти на пробежку утром ради "противоположного пола", можно найти друга с бегать с ним ради ценности "дружба".
Ценности подключаются через ярких людей. Нет базовой ценности "порядок и уют", тратить силы на уборку всего лениво. Потом знакомишься со значимым человеком, а у него всегда все чисто и аккуратно и он говорит, например, "порядок в голове - порядок в жизни" и что-то перещелкивает. Ценность начинает формироваться. Пока не доминанта, но уже намек на нее. Повлиять на этот фактор напрямую не получится, но социальные связи для человека очень важны. Психика заточена на анализ социальных факторов, потому что человек на протяжении всей истории вида жил в группе и социальные факторы играли в продвижении "к кормушке" важнейшую роль.
Важно хотя бы иногда общаться с людьми с уже сформированной ценностью, которая связана с нужной мотивацией. Если стоит задача - продвижение по карьере, но очень не хочется - нужно найти сообщество карьеристов или отдельных людей и общаться. Если похудеть - сообщество фитоняшек, или хотя бы одну подругу с базовой ценностью "внешка". Через социалку входить в мотивацию проще.
У мотивации эмоциональная природа. Логическими доводами влиять на уровень энергии нельзя или получается ненадолго. Поэтому все вознаграждения должны быть субъективно эмоционально ценными. Довод "сегодня раньше пойду на работу и тогда раньше приду" может не иметь значения для психики, довод "раньше пойду на работу и тогда на обратном пути зайду в любимую кофейню" - ролять будет. Довод "сегодня раньше пойду на работу и тогда раньше приду домой, чтобы доделать проект" - шанс словить демотивацию и саботаж.
По этой причине учат не ставить целью "деньги", а ставить конкретную эмоционально значимую вещь, которую можно купить.
Если чего-то адово не хочется - надо посмотреть, не задрючена ли психика по этой цели. Возможно, надо начинать с нуля, постепенно ставить небольшие задачи, не напрягать себя, показывать себе на опыте безопасность этого пути. Отказываться от действий, если возникает саботаж. Нельзя ставить жесткие планы и агрессивно себя мотивировать. Даже цену слова нельзя назначать. Но опять же, я говорю сейчас о ситуации жесткой демотивации, а не когда человек просто ленивая наглая жопа с лапками, привыкшая ничего не делать в своей жизни.