wowpro
Unlimited
- Сообщения
- 14.438
- Лайки
- 9.504
Почему нас тянет путешествовать
Почему нам не сидится на месте? Мы жаждем приключений, иногда подвергая себя реальной опасности: сплавляемся по бурной реке или идем в горы. Закрытие границ из-за карантина вызывает панику. А как только появляется возможность — мы снова собираемся в дорогу. Что мы ищем в дальних странствиях?
Путешествия — часть современной культуры: мы каждый день убеждаемся в этом, рассматривая в соцсетях фото знакомых на фоне гор, озер и достопримечательностей. И хотя мы со школы помним строчки об «охоте к перемене мест», которую Пушкин характеризовал как «весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест», число желающих взвалить его на себя растет.
Что толкает нас в путь даже сейчас, когда наши возможности ограничены из-за эпидемии коронавируса? Один из возможных ответов — голос предков. «Выживание древнего человека и его племени напрямую связано с интересом и любопытством, которые заставляют сниматься с насиженного места и заглядывать за пригорок, на соседнюю поляну, за тот лес, — объясняет гештальт-терапевт Дмитрий Петров. — Если сидеть на одном месте, то однажды ты съешь все коренья и грибы в округе». Но современный путешественник, конечно, движим не только инстинктом самосохранения.
ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС
«Давайте посмотрим на путешествия с точки зрения психической реальности: что актуализирует психика за счет действий вовне? — предлагает аналитический психолог Всеволод Кочетков. — Каждый из нас как «Я» совершает путешествие по глубинам внутреннего содержания, и это отражается во внешней реальности». В любом путешествии есть для нас какой-то смысл. Разгадать его иногда интереснее, чем наблюдать сменяющиеся картинки в объективе фотокамеры или в окне поезда. И чаще всего это путь к себе.
«В какой-то момент меня начинает раздражать все, — рассказывает 50-летняя Татьяна. — Я перестаю радоваться каждому дню, вижу только мусор, злые лица, серые дома, грязь на дорогах, хамство в транспорте. И тогда мне нужно уехать! Хотя бы на другой берег Волги, съесть там мороженое, посмотреть на другие здания, на свой город с того берега — и я возвращаюсь как будто обновленная, снова видя цветной мир».
Дмитрий Петров объясняет это с позиций гештальта: «В организме есть определенный гомеостаз, устойчивое соотношение веществ. Что-то потребляется, что-то истощается. Когда наступает дефицит, появляется недифференцированное беспокойство: «что-то идет не так». Мы прислушивамся к себе, присматриваемся. И появляется энергия на то, чтобы этот дефицит восполнить. Именно эта энергия поднимает нас с диванов, выгоняет из норок и заставляет карабкаться вверх по склону горы или лететь на другой конец света. Мы достигаем цели, гомеостаз восстановлен, цикл завершен. И так до следующего цикла».
Но сколько длится чувство удовлетворения? Есть завзятые путешественники, которые, едва вернувшись домой, уже начинают снова складывать чемодан!
Вячеслав из своих 43 лет в путешествиях 31 год, начиная с того момента, когда его первый раз отправили одного с чужими взрослыми и детьми в поход. Сейчас количество снятых им кадров исчисляется сотнями тысяч. «Сначала я вел точный подсчет стран, в которых побывал, а лет пять назад, после цифры 90, перестал, ведь куда-то я езжу уже по четвертому-пятому разу», — признается Вячеслав. Он просто не понимает, как другие могут ни разу не выехать за пределы не то что страны, а даже собственного города.
ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ ИЛИ ПУТЬ В ОБХОД?
«У некоторых из нас есть потребность все время куда-то бежать, нам постоянно нужны новые декорации, обстоятельства, — размышляет Всеволод Кочетков. — Как будто моя земля неплодородна, я не могу ее возделывать. Если остановиться, то мной овладеют сложные чувства, тревоги, страхи, они меня поглотят. Бегство — спасение от них».
Нередко поездка — это способ разрядить некое напряжение, которое возникает внутри пары или личности. Его причина не всегда осознается или в данный момент нет ресурсов разрешить проблему.
«Чего-то хочется, куда-то несет, съездил — полегчало. На запасе впечатлений можно какое-то время жить. Но если не удовлетворяется истинная потребность, то марафон по странам и континентам будет бесконечным, — поясняет Дмитрий Петров. — Можно обмануть себя, не строить отношений, не вкладываться в любовь со всеми ее сложностями и опасностями обжечься или убегать от кризиса в текущих отношениях. Как будто болит зуб, а мы глотаем анальгин и бежим дальше».
Путешествия могут быть своего рода анестезией, чтобы не чувствовать какую-то боль. Но могут быть и способом бросить вызов самим себе, своим страхам. У 38-летней Натальи внезапно возникло желание поехать одной за границу: «Я не знаю языков, никогда не путешествовала одна, только с мужем, и я боюсь оказаться в незнакомой среде. Но мне кажется, что я должна это сделать». Преодолев страх в поездке, возможно, Наталья преодолеет его в других сферах.
Этот путь — героический, по классификации американского психолога, мифолога Джозефа Кэмпбела. Он описал универсальный архетипический сценарий: мы совершаем путешествие по глубинам внутреннего содержания, которое отражается вовне.
«Каждый из нас слышит голос Самости как центра психики, жизненного потенциала, с которым мы приходим в этот мир, — объясняет Всеволод Кочетков. — Чтобы выполнить главную задачу — реализовать этот потенциал в предметном мире».
Метафорически об этом рассказывает миф об Ионе. Господь «прописал» ему предназначение проповедовать. Иона отказался. Он попал в чрево огромной рыбы, где начал разлагаться, чудом выбравшись оттуда с переосознанными установками, он внял зову и стал проповедником. Так и нам нужно иногда попасть в сложную, непредсказуемую, опасную среду, чтобы что-то осознать.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Некоторыми путешественниками движет потребность в сепарации от родителей и их дома. Фигурально выражаясь, мы отправляемся в путь, чтобы обрести собственный дом.
«Процесс сепарации может проиcходить в любом возрасте, — убежден Всеволод Кочетков. –Есть 60-летние люди, которые продолжают жить под влиянием родительских комплексов. Можно далеко уехать от родителей, даже умерших, оставаясь в зависимости от них. Потому что настоящая сепарация происходит на другом уровне — на внутреннем, психическом.
Этот процесс сопровождается инициацией. Например, у австралийских аборигенов принято отбирать мальчиков у матерей и отправлять с мужчинами в лес, где во время ритуалов их пугают до смерти, заставляя пережить страх, затем отправляют в другое поселение, где они учатся выживать. И только потом им позволяется вернуться в родную деревню».
Мы, уезжая подальше от родительского гнезда, буквально воссоздаем этот ритуал (независимо от пола). Его суть — полагаться только на себя, выжить за счет собственного ресурса, не надеясь на помощь родителей и знакомых.
Даже организованный туризм, в котором риски сведены к минимуму, дает возможность лучше узнать себя, встретиться с новыми людьми, оказаться в неожиданных ситуациях. Тем более — «дикий». Чем непривычней среда, в которую мы себя перемещаем, тем больше трудностей. Но преодолев их, мы возвращаемся с чувством, что выдержали испытание. И на то, что ждет дома, смотрим уже иначе.
Возвращение домой — смысл многих путешествий не только в мифологии (например, в истории Одиссея), но и в реальном мире. С чувством облегчения возвращается из поездок за границу 47-летняя Ирэна. «Да, у нас народ неулыбчивый и неразговорчивый. Но я могу в метро тянуть по лестнице чемодан, и тут какой-то молодой человек подхватывает его, ни слова не говоря, ставит его наверху и, не вынимая наушников из ушей, идет дальше. Я в поездках начинаю быстро скучать по этой нашей душевности».
В каком-то смысле возвращение домой — это возвращение из бессознательного, мира грез и фантазий, в реальность. «Но мы возвращаемся не с пустыми руками, а с Золотым руном — новым опытом, который адаптируем к предметной жизни, чтобы было понятно не только нам, но и другим: не зря ходил в путь, — подводит итог Всеволод Кочетков. — Мы делимся добытым эликсиром — рассказываем о поездке, об испытаниях, и этот рассказ может кому-то пригодиться. Это как раз задача пути героя».
Истинное ощущение дома — внутри. Если мы обрели внутренний дом, то легко чувствуем себя как дома и на своей территории, и в гостях.
КАКОЙ Я ПЕРСОНАЖ?
В каждом из нас живет Путешественник: кто-то покоряет вершины, кто-то сёрфит интернет, а некоторые умудряются попасть в приключение, выйдя из дома за хлебом. Разработчик трансформационных игр Антон Нефедов предлагает представить, что мир — это настольная игра и вы можете выбрать, каким персонажем в ней стать.
Герой. У него есть его персональная задача, ради которой он вырвался из офисных будней, преодолевая разные испытания, проходя собственный квест. Забраться на новую гору, заблудиться и «разблудиться» в лесу, пройти по порожистой реке, прыгнуть с парашютом — примерно так выглядит его путь. В жизни такое приключение нужно нам, чтобы через внешний мир познакомиться с тем собой, который ранее нам был не известен, чтобы узнать свою силу. Герой совершает подвиги, но это лишь прикрытие. На самом деле он ищет себя и находит тогда, когда понимает: себя можно только создать.
Ваш ход: когда мы собираемся покорить очередной Эверест, задаем себе вопрос: «Зачем я это делаю?» И если ответ — «чтобы кому-то что-то доказать», вспоминаем, что герой бросает вызов себе, а не другим. Показушничество и махание рваным флагом приведет его к финишу таких «гонок» обессиленным.
Героиня. Этот персонаж (он вне пола и гендера) неприемлем в нашем социуме, хоть соцсети и начинают «продавать» нам такой стиль Путешествий. Она сразу идет исследовать себя, не «прикрываясь» Альпами, как новой взятой высотой. Для нее Альпы — это спа, массаж, сон, возвращение к себе и своему телу. Задача Героини — копить силы, насыщаться и заземляться. Ей незачем махать шашкой и входить в горящую избу. Ее отпуск — это тишина, размеренность, познание себя и ремонт внутреннего аккумулятора.
Ваш ход: такое Путешествие может произойти и дома — когда мы позволяем себе выспаться, сходить к психотерапевту или на трансформационную игру, бережно относимся к себе и отслеживаем, где происходит «утечка» ресурса, и латаем эти дыры.
Антигерой. Этот товарищ знаком каждому из нас — у него вечно все вокруг дураки, достали, сил нет. Антигерой не обязательно злодей. Чаще всего это Герой, который очень устал и не пошел за своим внутренним зовом, а решил «показать кузькину мать» тем, кто, по его мнению, мешает ему жить так, как он хочет.
Ваш ход: Антигеройские Путешествия — это детокс, очищение. Это тот самый отпуск, в котором чужие дети орали на пляже слишком громко, а персонал отеля «достал тупостью». Что делать? Устроить ментальную уборку — кричать, кривляться, заламывая руки, бубнить, бурчать, требовать справедливости. Это ментальный мусор, его не нужно носить с собой. И не нужно его исследовать. Его просто можно выплюнуть, выбросить и пойти дальше. Повторять «вынос мусора» столько раз и столько дней, пока не захочется поехать в Путешествие Героя или в Путешествие Героини.
А в какое Путешествие пора отправиться вам? Какую задачу поставить перед собой на ближайший отпуск? А на ближайший обеденный перерыв?
Почему нам не сидится на месте? Мы жаждем приключений, иногда подвергая себя реальной опасности: сплавляемся по бурной реке или идем в горы. Закрытие границ из-за карантина вызывает панику. А как только появляется возможность — мы снова собираемся в дорогу. Что мы ищем в дальних странствиях?
Путешествия — часть современной культуры: мы каждый день убеждаемся в этом, рассматривая в соцсетях фото знакомых на фоне гор, озер и достопримечательностей. И хотя мы со школы помним строчки об «охоте к перемене мест», которую Пушкин характеризовал как «весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест», число желающих взвалить его на себя растет.
Что толкает нас в путь даже сейчас, когда наши возможности ограничены из-за эпидемии коронавируса? Один из возможных ответов — голос предков. «Выживание древнего человека и его племени напрямую связано с интересом и любопытством, которые заставляют сниматься с насиженного места и заглядывать за пригорок, на соседнюю поляну, за тот лес, — объясняет гештальт-терапевт Дмитрий Петров. — Если сидеть на одном месте, то однажды ты съешь все коренья и грибы в округе». Но современный путешественник, конечно, движим не только инстинктом самосохранения.
ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС
«Давайте посмотрим на путешествия с точки зрения психической реальности: что актуализирует психика за счет действий вовне? — предлагает аналитический психолог Всеволод Кочетков. — Каждый из нас как «Я» совершает путешествие по глубинам внутреннего содержания, и это отражается во внешней реальности». В любом путешествии есть для нас какой-то смысл. Разгадать его иногда интереснее, чем наблюдать сменяющиеся картинки в объективе фотокамеры или в окне поезда. И чаще всего это путь к себе.
«В какой-то момент меня начинает раздражать все, — рассказывает 50-летняя Татьяна. — Я перестаю радоваться каждому дню, вижу только мусор, злые лица, серые дома, грязь на дорогах, хамство в транспорте. И тогда мне нужно уехать! Хотя бы на другой берег Волги, съесть там мороженое, посмотреть на другие здания, на свой город с того берега — и я возвращаюсь как будто обновленная, снова видя цветной мир».
Дмитрий Петров объясняет это с позиций гештальта: «В организме есть определенный гомеостаз, устойчивое соотношение веществ. Что-то потребляется, что-то истощается. Когда наступает дефицит, появляется недифференцированное беспокойство: «что-то идет не так». Мы прислушивамся к себе, присматриваемся. И появляется энергия на то, чтобы этот дефицит восполнить. Именно эта энергия поднимает нас с диванов, выгоняет из норок и заставляет карабкаться вверх по склону горы или лететь на другой конец света. Мы достигаем цели, гомеостаз восстановлен, цикл завершен. И так до следующего цикла».
Но сколько длится чувство удовлетворения? Есть завзятые путешественники, которые, едва вернувшись домой, уже начинают снова складывать чемодан!
Вячеслав из своих 43 лет в путешествиях 31 год, начиная с того момента, когда его первый раз отправили одного с чужими взрослыми и детьми в поход. Сейчас количество снятых им кадров исчисляется сотнями тысяч. «Сначала я вел точный подсчет стран, в которых побывал, а лет пять назад, после цифры 90, перестал, ведь куда-то я езжу уже по четвертому-пятому разу», — признается Вячеслав. Он просто не понимает, как другие могут ни разу не выехать за пределы не то что страны, а даже собственного города.
ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ ИЛИ ПУТЬ В ОБХОД?
«У некоторых из нас есть потребность все время куда-то бежать, нам постоянно нужны новые декорации, обстоятельства, — размышляет Всеволод Кочетков. — Как будто моя земля неплодородна, я не могу ее возделывать. Если остановиться, то мной овладеют сложные чувства, тревоги, страхи, они меня поглотят. Бегство — спасение от них».
Нередко поездка — это способ разрядить некое напряжение, которое возникает внутри пары или личности. Его причина не всегда осознается или в данный момент нет ресурсов разрешить проблему.
«Чего-то хочется, куда-то несет, съездил — полегчало. На запасе впечатлений можно какое-то время жить. Но если не удовлетворяется истинная потребность, то марафон по странам и континентам будет бесконечным, — поясняет Дмитрий Петров. — Можно обмануть себя, не строить отношений, не вкладываться в любовь со всеми ее сложностями и опасностями обжечься или убегать от кризиса в текущих отношениях. Как будто болит зуб, а мы глотаем анальгин и бежим дальше».
Путешествия могут быть своего рода анестезией, чтобы не чувствовать какую-то боль. Но могут быть и способом бросить вызов самим себе, своим страхам. У 38-летней Натальи внезапно возникло желание поехать одной за границу: «Я не знаю языков, никогда не путешествовала одна, только с мужем, и я боюсь оказаться в незнакомой среде. Но мне кажется, что я должна это сделать». Преодолев страх в поездке, возможно, Наталья преодолеет его в других сферах.
Этот путь — героический, по классификации американского психолога, мифолога Джозефа Кэмпбела. Он описал универсальный архетипический сценарий: мы совершаем путешествие по глубинам внутреннего содержания, которое отражается вовне.
«Каждый из нас слышит голос Самости как центра психики, жизненного потенциала, с которым мы приходим в этот мир, — объясняет Всеволод Кочетков. — Чтобы выполнить главную задачу — реализовать этот потенциал в предметном мире».
Метафорически об этом рассказывает миф об Ионе. Господь «прописал» ему предназначение проповедовать. Иона отказался. Он попал в чрево огромной рыбы, где начал разлагаться, чудом выбравшись оттуда с переосознанными установками, он внял зову и стал проповедником. Так и нам нужно иногда попасть в сложную, непредсказуемую, опасную среду, чтобы что-то осознать.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Некоторыми путешественниками движет потребность в сепарации от родителей и их дома. Фигурально выражаясь, мы отправляемся в путь, чтобы обрести собственный дом.
«Процесс сепарации может проиcходить в любом возрасте, — убежден Всеволод Кочетков. –Есть 60-летние люди, которые продолжают жить под влиянием родительских комплексов. Можно далеко уехать от родителей, даже умерших, оставаясь в зависимости от них. Потому что настоящая сепарация происходит на другом уровне — на внутреннем, психическом.
Этот процесс сопровождается инициацией. Например, у австралийских аборигенов принято отбирать мальчиков у матерей и отправлять с мужчинами в лес, где во время ритуалов их пугают до смерти, заставляя пережить страх, затем отправляют в другое поселение, где они учатся выживать. И только потом им позволяется вернуться в родную деревню».
Мы, уезжая подальше от родительского гнезда, буквально воссоздаем этот ритуал (независимо от пола). Его суть — полагаться только на себя, выжить за счет собственного ресурса, не надеясь на помощь родителей и знакомых.
Даже организованный туризм, в котором риски сведены к минимуму, дает возможность лучше узнать себя, встретиться с новыми людьми, оказаться в неожиданных ситуациях. Тем более — «дикий». Чем непривычней среда, в которую мы себя перемещаем, тем больше трудностей. Но преодолев их, мы возвращаемся с чувством, что выдержали испытание. И на то, что ждет дома, смотрим уже иначе.
Возвращение домой — смысл многих путешествий не только в мифологии (например, в истории Одиссея), но и в реальном мире. С чувством облегчения возвращается из поездок за границу 47-летняя Ирэна. «Да, у нас народ неулыбчивый и неразговорчивый. Но я могу в метро тянуть по лестнице чемодан, и тут какой-то молодой человек подхватывает его, ни слова не говоря, ставит его наверху и, не вынимая наушников из ушей, идет дальше. Я в поездках начинаю быстро скучать по этой нашей душевности».
В каком-то смысле возвращение домой — это возвращение из бессознательного, мира грез и фантазий, в реальность. «Но мы возвращаемся не с пустыми руками, а с Золотым руном — новым опытом, который адаптируем к предметной жизни, чтобы было понятно не только нам, но и другим: не зря ходил в путь, — подводит итог Всеволод Кочетков. — Мы делимся добытым эликсиром — рассказываем о поездке, об испытаниях, и этот рассказ может кому-то пригодиться. Это как раз задача пути героя».
Истинное ощущение дома — внутри. Если мы обрели внутренний дом, то легко чувствуем себя как дома и на своей территории, и в гостях.
КАКОЙ Я ПЕРСОНАЖ?
В каждом из нас живет Путешественник: кто-то покоряет вершины, кто-то сёрфит интернет, а некоторые умудряются попасть в приключение, выйдя из дома за хлебом. Разработчик трансформационных игр Антон Нефедов предлагает представить, что мир — это настольная игра и вы можете выбрать, каким персонажем в ней стать.
Герой. У него есть его персональная задача, ради которой он вырвался из офисных будней, преодолевая разные испытания, проходя собственный квест. Забраться на новую гору, заблудиться и «разблудиться» в лесу, пройти по порожистой реке, прыгнуть с парашютом — примерно так выглядит его путь. В жизни такое приключение нужно нам, чтобы через внешний мир познакомиться с тем собой, который ранее нам был не известен, чтобы узнать свою силу. Герой совершает подвиги, но это лишь прикрытие. На самом деле он ищет себя и находит тогда, когда понимает: себя можно только создать.
Ваш ход: когда мы собираемся покорить очередной Эверест, задаем себе вопрос: «Зачем я это делаю?» И если ответ — «чтобы кому-то что-то доказать», вспоминаем, что герой бросает вызов себе, а не другим. Показушничество и махание рваным флагом приведет его к финишу таких «гонок» обессиленным.
Героиня. Этот персонаж (он вне пола и гендера) неприемлем в нашем социуме, хоть соцсети и начинают «продавать» нам такой стиль Путешествий. Она сразу идет исследовать себя, не «прикрываясь» Альпами, как новой взятой высотой. Для нее Альпы — это спа, массаж, сон, возвращение к себе и своему телу. Задача Героини — копить силы, насыщаться и заземляться. Ей незачем махать шашкой и входить в горящую избу. Ее отпуск — это тишина, размеренность, познание себя и ремонт внутреннего аккумулятора.
Ваш ход: такое Путешествие может произойти и дома — когда мы позволяем себе выспаться, сходить к психотерапевту или на трансформационную игру, бережно относимся к себе и отслеживаем, где происходит «утечка» ресурса, и латаем эти дыры.
Антигерой. Этот товарищ знаком каждому из нас — у него вечно все вокруг дураки, достали, сил нет. Антигерой не обязательно злодей. Чаще всего это Герой, который очень устал и не пошел за своим внутренним зовом, а решил «показать кузькину мать» тем, кто, по его мнению, мешает ему жить так, как он хочет.
Ваш ход: Антигеройские Путешествия — это детокс, очищение. Это тот самый отпуск, в котором чужие дети орали на пляже слишком громко, а персонал отеля «достал тупостью». Что делать? Устроить ментальную уборку — кричать, кривляться, заламывая руки, бубнить, бурчать, требовать справедливости. Это ментальный мусор, его не нужно носить с собой. И не нужно его исследовать. Его просто можно выплюнуть, выбросить и пойти дальше. Повторять «вынос мусора» столько раз и столько дней, пока не захочется поехать в Путешествие Героя или в Путешествие Героини.
А в какое Путешествие пора отправиться вам? Какую задачу поставить перед собой на ближайший отпуск? А на ближайший обеденный перерыв?