• ВНИМАНИЕ! НОВЫЙ АДРЕС САЙТА

    РКН заблокировал текущий домен

    Актуальный адрес сайта всегда указан здесь - EGROUND-ZERKALO.COM

Чтиво Почему нас тянет путешествовать

wowpro

wowpro

Unlimited
Сообщения
14.443
Лайки
9.495
Почему нас тянет путешествовать

Почему нам не сидится на месте? Мы жаждем приключений, иногда подвергая себя реальной опасности: сплавляемся по бурной реке или идем в горы. Закрытие границ из-за карантина вызывает панику. А как только появляется возможность — мы снова собираемся в дорогу. Что мы ищем в дальних странствиях?

Скачать Почему нас тянет путешествовать


Путешествия — часть современной культуры: мы каждый день убеждаемся в этом, рассматривая в соцсетях фото знакомых на фоне гор, озер и достопримечательностей. И хотя мы со школы помним строчки об «охоте к перемене мест», которую Пушкин характеризовал как «весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест», число желающих взвалить его на себя растет.

Что толкает нас в путь даже сейчас, когда наши возможности ограничены из-за эпидемии коронавируса? Один из возможных ответов — голос предков. «Выживание древнего человека и его племени напрямую связано с интересом и любопытством, которые заставляют сниматься с насиженного места и заглядывать за пригорок, на соседнюю поляну, за тот лес, — объясняет гештальт-терапевт Дмитрий Петров. — Если сидеть на одном месте, то однажды ты съешь все коренья и грибы в округе». Но современный путешественник, конечно, движим не только инстинктом самосохранения.

ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС
«Давайте посмотрим на путешествия с точки зрения психической реальности: что актуализирует психика за счет действий вовне? — предлагает аналитический психолог Всеволод Кочетков. — Каждый из нас как «Я» совершает путешествие по глубинам внутреннего содержания, и это отражается во внешней реальности». В любом путешествии есть для нас какой-то смысл. Разгадать его иногда интереснее, чем наблюдать сменяющиеся картинки в объективе фотокамеры или в окне поезда. И чаще всего это путь к себе.

«В какой-то момент меня начинает раздражать все, — рассказывает 50-летняя Татьяна. — Я перестаю радоваться каждому дню, вижу только мусор, злые лица, серые дома, грязь на дорогах, хамство в транспорте. И тогда мне нужно уехать! Хотя бы на другой берег Волги, съесть там мороженое, посмотреть на другие здания, на свой город с того берега — и я возвращаюсь как будто обновленная, снова видя цветной мир».

Дмитрий Петров объясняет это с позиций гештальта: «В организме есть определенный гомеостаз, устойчивое соотношение веществ. Что-то потребляется, что-то истощается. Когда наступает дефицит, появляется недифференцированное беспокойство: «что-то идет не так». Мы прислушивамся к себе, присматриваемся. И появляется энергия на то, чтобы этот дефицит восполнить. Именно эта энергия поднимает нас с диванов, выгоняет из норок и заставляет карабкаться вверх по склону горы или лететь на другой конец света. Мы достигаем цели, гомеостаз восстановлен, цикл завершен. И так до следующего цикла».

Но сколько длится чувство удовлетворения? Есть завзятые путешественники, которые, едва вернувшись домой, уже начинают снова складывать чемодан!

Вячеслав из своих 43 лет в путешествиях 31 год, начиная с того момента, когда его первый раз отправили одного с чужими взрослыми и детьми в поход. Сейчас количество снятых им кадров исчисляется сотнями тысяч. «Сначала я вел точный подсчет стран, в которых побывал, а лет пять назад, после цифры 90, перестал, ведь куда-то я езжу уже по четвертому-пятому разу», — признается Вячеслав. Он просто не понимает, как другие могут ни разу не выехать за пределы не то что страны, а даже собственного города.

ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ ИЛИ ПУТЬ В ОБХОД?
«У некоторых из нас есть потребность все время куда-то бежать, нам постоянно нужны новые декорации, обстоятельства, — размышляет Всеволод Кочетков. — Как будто моя земля неплодородна, я не могу ее возделывать. Если остановиться, то мной овладеют сложные чувства, тревоги, страхи, они меня поглотят. Бегство — спасение от них».

Нередко поездка — это способ разрядить некое напряжение, которое возникает внутри пары или личности. Его причина не всегда осознается или в данный момент нет ресурсов разрешить проблему.

«Чего-то хочется, куда-то несет, съездил — полегчало. На запасе впечатлений можно какое-то время жить. Но если не удовлетворяется истинная потребность, то марафон по странам и континентам будет бесконечным, — поясняет Дмитрий Петров. — Можно обмануть себя, не строить отношений, не вкладываться в любовь со всеми ее сложностями и опасностями обжечься или убегать от кризиса в текущих отношениях. Как будто болит зуб, а мы глотаем анальгин и бежим дальше».

Путешествия могут быть своего рода анестезией, чтобы не чувствовать какую-то боль. Но могут быть и способом бросить вызов самим себе, своим страхам. У 38-летней Натальи внезапно возникло желание поехать одной за границу: «Я не знаю языков, никогда не путешествовала одна, только с мужем, и я боюсь оказаться в незнакомой среде. Но мне кажется, что я должна это сделать». Преодолев страх в поездке, возможно, Наталья преодолеет его в других сферах.

Этот путь — героический, по классификации американского психолога, мифолога Джозефа Кэмпбела. Он описал универсальный архетипический сценарий: мы совершаем путешествие по глубинам внутреннего содержания, которое отражается вовне.

«Каждый из нас слышит голос Самости как центра психики, жизненного потенциала, с которым мы приходим в этот мир, — объясняет Всеволод Кочетков. — Чтобы выполнить главную задачу — реализовать этот потенциал в предметном мире».

Метафорически об этом рассказывает миф об Ионе. Господь «прописал» ему предназначение проповедовать. Иона отказался. Он попал в чрево огромной рыбы, где начал разлагаться, чудом выбравшись оттуда с переосознанными установками, он внял зову и стал проповедником. Так и нам нужно иногда попасть в сложную, непредсказуемую, опасную среду, чтобы что-то осознать.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Некоторыми путешественниками движет потребность в сепарации от родителей и их дома. Фигурально выражаясь, мы отправляемся в путь, чтобы обрести собственный дом.

«Процесс сепарации может проиcходить в любом возрасте, — убежден Всеволод Кочетков. –Есть 60-летние люди, которые продолжают жить под влиянием родительских комплексов. Можно далеко уехать от родителей, даже умерших, оставаясь в зависимости от них. Потому что настоящая сепарация происходит на другом уровне — на внутреннем, психическом.

Этот процесс сопровождается инициацией. Например, у австралийских аборигенов принято отбирать мальчиков у матерей и отправлять с мужчинами в лес, где во время ритуалов их пугают до смерти, заставляя пережить страх, затем отправляют в другое поселение, где они учатся выживать. И только потом им позволяется вернуться в родную деревню».

Мы, уезжая подальше от родительского гнезда, буквально воссоздаем этот ритуал (независимо от пола). Его суть — полагаться только на себя, выжить за счет собственного ресурса, не надеясь на помощь родителей и знакомых.

Даже организованный туризм, в котором риски сведены к минимуму, дает возможность лучше узнать себя, встретиться с новыми людьми, оказаться в неожиданных ситуациях. Тем более — «дикий». Чем непривычней среда, в которую мы себя перемещаем, тем больше трудностей. Но преодолев их, мы возвращаемся с чувством, что выдержали испытание. И на то, что ждет дома, смотрим уже иначе.

Возвращение домой — смысл многих путешествий не только в мифологии (например, в истории Одиссея), но и в реальном мире. С чувством облегчения возвращается из поездок за границу 47-летняя Ирэна. «Да, у нас народ неулыбчивый и неразговорчивый. Но я могу в метро тянуть по лестнице чемодан, и тут какой-то молодой человек подхватывает его, ни слова не говоря, ставит его наверху и, не вынимая наушников из ушей, идет дальше. Я в поездках начинаю быстро скучать по этой нашей душевности».

В каком-то смысле возвращение домой — это возвращение из бессознательного, мира грез и фантазий, в реальность. «Но мы возвращаемся не с пустыми руками, а с Золотым руном — новым опытом, который адаптируем к предметной жизни, чтобы было понятно не только нам, но и другим: не зря ходил в путь, — подводит итог Всеволод Кочетков. — Мы делимся добытым эликсиром — рассказываем о поездке, об испытаниях, и этот рассказ может кому-то пригодиться. Это как раз задача пути героя».

Истинное ощущение дома — внутри. Если мы обрели внутренний дом, то легко чувствуем себя как дома и на своей территории, и в гостях.

КАКОЙ Я ПЕРСОНАЖ?
В каждом из нас живет Путешественник: кто-то покоряет вершины, кто-то сёрфит интернет, а некоторые умудряются попасть в приключение, выйдя из дома за хлебом. Разработчик трансформационных игр Антон Нефедов предлагает представить, что мир — это настольная игра и вы можете выбрать, каким персонажем в ней стать.
Герой. У него есть его персональная задача, ради которой он вырвался из офисных будней, преодолевая разные испытания, проходя собственный квест. Забраться на новую гору, заблудиться и «разблудиться» в лесу, пройти по порожистой реке, прыгнуть с парашютом — примерно так выглядит его путь. В жизни такое приключение нужно нам, чтобы через внешний мир познакомиться с тем собой, который ранее нам был не известен, чтобы узнать свою силу. Герой совершает подвиги, но это лишь прикрытие. На самом деле он ищет себя и находит тогда, когда понимает: себя можно только создать.
Ваш ход: когда мы собираемся покорить очередной Эверест, задаем себе вопрос: «Зачем я это делаю?» И если ответ — «чтобы кому-то что-то доказать», вспоминаем, что герой бросает вызов себе, а не другим. Показушничество и махание рваным флагом приведет его к финишу таких «гонок» обессиленным.
Героиня. Этот персонаж (он вне пола и гендера) неприемлем в нашем социуме, хоть соцсети и начинают «продавать» нам такой стиль Путешествий. Она сразу идет исследовать себя, не «прикрываясь» Альпами, как новой взятой высотой. Для нее Альпы — это спа, массаж, сон, возвращение к себе и своему телу. Задача Героини — копить силы, насыщаться и заземляться. Ей незачем махать шашкой и входить в горящую избу. Ее отпуск — это тишина, размеренность, познание себя и ремонт внутреннего аккумулятора.
Ваш ход: такое Путешествие может произойти и дома — когда мы позволяем себе выспаться, сходить к психотерапевту или на трансформационную игру, бережно относимся к себе и отслеживаем, где происходит «утечка» ресурса, и латаем эти дыры.
Антигерой. Этот товарищ знаком каждому из нас — у него вечно все вокруг дураки, достали, сил нет. Антигерой не обязательно злодей. Чаще всего это Герой, который очень устал и не пошел за своим внутренним зовом, а решил «показать кузькину мать» тем, кто, по его мнению, мешает ему жить так, как он хочет.
Ваш ход: Антигеройские Путешествия — это детокс, очищение. Это тот самый отпуск, в котором чужие дети орали на пляже слишком громко, а персонал отеля «достал тупостью». Что делать? Устроить ментальную уборку — кричать, кривляться, заламывая руки, бубнить, бурчать, требовать справедливости. Это ментальный мусор, его не нужно носить с собой. И не нужно его исследовать. Его просто можно выплюнуть, выбросить и пойти дальше. Повторять «вынос мусора» столько раз и столько дней, пока не захочется поехать в Путешествие Героя или в Путешествие Героини.
А в какое Путешествие пора отправиться вам? Какую задачу поставить перед собой на ближайший отпуск? А на ближайший обеденный перерыв?
 
Сверху Снизу