• ВНИМАНИЕ! НОВЫЙ АДРЕС САЙТА

    РКН заблокировал текущий домен

    Актуальный адрес сайта всегда указан здесь - EGROUND-ZERKALO.COM

Чтиво Как прививать знания ребенку, выросшему с телефоном в руках? Попробуйте микрообучение

wowpro

wowpro

Unlimited
Сообщения
14.438
Лайки
9.504
Как прививать знания ребенку, выросшему с телефоном в руках? Попробуйте микрообучение

Развивающих занятий для дошкольников сегодня невероятно много, но усадить заниматься детей, которые уже освоили смартфон, не так-то просто: им не хватает усидчивости. Справиться с этой проблемой поможет микрообучение. О новом тренде рассказывает нейропсихолог Полина Харина.

Скачать Как прививать знания ребенку, выросшему с телефоном в руках? Попробуйте микрообучение


Дети до 4 лет еще не могут надолго удерживать внимание на чем-то одном. Особенно если речь идет об учебной задаче, а не о веселой игре. И тем более трудно воспитать усидчивость сегодня, когда дети буквально с первого года жизни пользуются гаджетами. С этой проблемой помогает справиться микрообучение.

Такой способ осваивать новое — один из трендов современного образования. Суть его в том, что дети и взрослые получают знания небольшими порциями. Продвижение к цели короткими шагами — от простого к сложному — позволяет избежать перегрузки и решать сложные задачи частями. Микрообучение строится на трех базовых принципах:
  • короткие, но регулярные занятия;
  • ежедневное повторение пройденного материала;
  • постепенное усложнение материала.
Занятия с дошкольниками не должны длиться дольше 20 минут, а микрообучение как раз рассчитано на короткие уроки. Да и родителям несложно 15-20 минут в день уделить детям.

КАК РАБОТАЕТ МИКРООБУЧЕНИЕ
На практике процесс выглядит так: допустим, вы хотите научить годовалого ребенка нанизывать бусины на шнурок. Разделите задачу на этапы: сначала вы нанизываете бусину и предлагаете ребенку ее снять, затем — предлагаете нанизать самостоятельно, и наконец учите перехватывать бусинку и продвигать по шнурку, чтобы можно было добавить еще одну. Из таких коротких последовательных уроков и состоит микрообучение.

Разберемся на примере игры в пазлы, где цель — научить дошкольника применять разные стратегии. Когда я предлагаю собрать пазл впервые, ребенку сложно соединить все детали сразу, чтобы получилась картинка, ведь у него нет опыта и знаний. Итог — ситуация неуспеха, снижение мотивации, а затем и потеря интереса к этой игре.

Поэтому сначала собираю пазл сама и делю задачу на этапы.

Первый этап. Рассматриваем картинку-подсказку и описываем ее, обращаем внимание на 2-3 конкретные детали. Затем находим их среди других и кладем на нужное место на картинке-подсказке. Если ребенку сложно, предлагаю обратить внимание на форму детали (большая она или маленькая).

Второй этап. Когда ребенок справляется с первой задачей, на следующем занятии выбираю из всех деталей те же, что и в прошлый раз, и переворачиваю их. Затем прошу ребенка положить каждую деталь на нужное место на картинке. Если ему трудно, обращаю внимание на форму детали и спрашиваю, правильно ли он ее держит или нужно перевернуть.

Третий этап. Постепенно увеличиваю количество деталей. Далее можно учить ребенка собирать пазлы самостоятельно, без картинки-подсказки. Сначала обучаем складывать рамку, затем середину. Или сначала собирайте конкретное изображение в пазле, а затем соединяqnt воедино, ориентируясь на схему.

Таким образом ребенок, осваивая каждый этап, учится использовать разные приемы и его навык переходит уже в умение, которое закрепляется надолго. Такой формат можно использовать во всех играх. Обучаясь маленькими шагами, ребенок будет осваивать весь навык целиком.

В ЧЕМ ПЛЮСЫ МИКРООБУЧЕНИЯ?
  1. Ребенок не успевает заскучать. В формате коротких уроков дети легче усваивают и те навыки, которым учиться не хотят. Например, если ребенок не любит вырезать и вы предлагаете ему каждый день выполнять короткое задание, где нужно вырезать всего один элемент или сделать пару надрезов, то он усвоит этот навык постепенно, незаметно для себя.
  2. Учеба «по чуть-чуть» помогает ребенку привыкнуть к тому, что занятия — часть жизни. Если вы занимаетесь каждый день в определенное время, ребенок воспринимает микроуроки как часть привычного расписания и привыкает учиться с раннего возраста.
  3. Такой подход учит концентрации, ведь ребенок полностью сосредоточен на процессе, ему некогда отвлекаться. Но при этом он не успевает устать.
  4. Микрообучение облегчает закрепление пройденного. Наш мозг устроен так, что уже через час после того, как занятия заканчиваются, мы забываем 60% информации, через 10 часов в памяти остается 35% от изученного. Согласно кривой забывания Эббингауза, всего за 1 месяц мы забываем 80% усвоенного материала. Если же систематически повторять пройденное, то материал из кратковременной памяти переходит в долговременную.
  5. Микрообучение подразумевает системность: процесс обучения не прерывается, ребенок постепенно, день за днем движется к определенной большой цели (например, учится вырезать или раскрашивать). Идеально, если занятия проходят каждый день в одно и то же время. Такой формат отлично подойдет детям с различными задержками в развитии. Материал подается дозированно, отрабатывается до автоматизма, а затем усложняется. Это позволяет закрепить материал.

ГДЕ И КАК УЧИТЬСЯ
Сегодня в нашем распоряжении множество различных онлайн-курсов и мобильных приложений, которые основаны на принципах микрообучения, например, популярные приложения по изучению английского языка Duolingo или Skyeng. Уроки подаются в форматах инфографики, коротких видео, тестов и карточек.

Японские тетради KUMON тоже основаны на принципах микрообучения. Задания в них расположены от простого к сложному: сначала ребенок учится делать разрезы по прямым линиям, затем по ломаным, волнистым линиям и спиралям, в конце вырезает фигуры и предметы из бумаги. Построение заданий таким образом помогает ребенку всегда успешно с ними справляться, что мотивирует и развивает уверенность в собственных силах. Кроме того, задания просты и понятны маленьким детям, а значит, ребенок может заниматься самостоятельно.


Об эксперте
Полина Харина — детский нейропсихолог, автор и ведущая семинаров и вебинаров.
 
Сверху Снизу