wowpro
Unlimited
- Сообщения
- 14.438
- Лайки
- 9.504
Как прививать знания ребенку, выросшему с телефоном в руках? Попробуйте микрообучение
Развивающих занятий для дошкольников сегодня невероятно много, но усадить заниматься детей, которые уже освоили смартфон, не так-то просто: им не хватает усидчивости. Справиться с этой проблемой поможет микрообучение. О новом тренде рассказывает нейропсихолог Полина Харина.
Дети до 4 лет еще не могут надолго удерживать внимание на чем-то одном. Особенно если речь идет об учебной задаче, а не о веселой игре. И тем более трудно воспитать усидчивость сегодня, когда дети буквально с первого года жизни пользуются гаджетами. С этой проблемой помогает справиться микрообучение.
Такой способ осваивать новое — один из трендов современного образования. Суть его в том, что дети и взрослые получают знания небольшими порциями. Продвижение к цели короткими шагами — от простого к сложному — позволяет избежать перегрузки и решать сложные задачи частями. Микрообучение строится на трех базовых принципах:
КАК РАБОТАЕТ МИКРООБУЧЕНИЕ
На практике процесс выглядит так: допустим, вы хотите научить годовалого ребенка нанизывать бусины на шнурок. Разделите задачу на этапы: сначала вы нанизываете бусину и предлагаете ребенку ее снять, затем — предлагаете нанизать самостоятельно, и наконец учите перехватывать бусинку и продвигать по шнурку, чтобы можно было добавить еще одну. Из таких коротких последовательных уроков и состоит микрообучение.
Разберемся на примере игры в пазлы, где цель — научить дошкольника применять разные стратегии. Когда я предлагаю собрать пазл впервые, ребенку сложно соединить все детали сразу, чтобы получилась картинка, ведь у него нет опыта и знаний. Итог — ситуация неуспеха, снижение мотивации, а затем и потеря интереса к этой игре.
Поэтому сначала собираю пазл сама и делю задачу на этапы.
Первый этап. Рассматриваем картинку-подсказку и описываем ее, обращаем внимание на 2-3 конкретные детали. Затем находим их среди других и кладем на нужное место на картинке-подсказке. Если ребенку сложно, предлагаю обратить внимание на форму детали (большая она или маленькая).
Второй этап. Когда ребенок справляется с первой задачей, на следующем занятии выбираю из всех деталей те же, что и в прошлый раз, и переворачиваю их. Затем прошу ребенка положить каждую деталь на нужное место на картинке. Если ему трудно, обращаю внимание на форму детали и спрашиваю, правильно ли он ее держит или нужно перевернуть.
Третий этап. Постепенно увеличиваю количество деталей. Далее можно учить ребенка собирать пазлы самостоятельно, без картинки-подсказки. Сначала обучаем складывать рамку, затем середину. Или сначала собирайте конкретное изображение в пазле, а затем соединяqnt воедино, ориентируясь на схему.
Таким образом ребенок, осваивая каждый этап, учится использовать разные приемы и его навык переходит уже в умение, которое закрепляется надолго. Такой формат можно использовать во всех играх. Обучаясь маленькими шагами, ребенок будет осваивать весь навык целиком.
В ЧЕМ ПЛЮСЫ МИКРООБУЧЕНИЯ?
ГДЕ И КАК УЧИТЬСЯ
Сегодня в нашем распоряжении множество различных онлайн-курсов и мобильных приложений, которые основаны на принципах микрообучения, например, популярные приложения по изучению английского языка Duolingo или Skyeng. Уроки подаются в форматах инфографики, коротких видео, тестов и карточек.
Японские тетради KUMON тоже основаны на принципах микрообучения. Задания в них расположены от простого к сложному: сначала ребенок учится делать разрезы по прямым линиям, затем по ломаным, волнистым линиям и спиралям, в конце вырезает фигуры и предметы из бумаги. Построение заданий таким образом помогает ребенку всегда успешно с ними справляться, что мотивирует и развивает уверенность в собственных силах. Кроме того, задания просты и понятны маленьким детям, а значит, ребенок может заниматься самостоятельно.
Об эксперте
Полина Харина — детский нейропсихолог, автор и ведущая семинаров и вебинаров.
Развивающих занятий для дошкольников сегодня невероятно много, но усадить заниматься детей, которые уже освоили смартфон, не так-то просто: им не хватает усидчивости. Справиться с этой проблемой поможет микрообучение. О новом тренде рассказывает нейропсихолог Полина Харина.
Дети до 4 лет еще не могут надолго удерживать внимание на чем-то одном. Особенно если речь идет об учебной задаче, а не о веселой игре. И тем более трудно воспитать усидчивость сегодня, когда дети буквально с первого года жизни пользуются гаджетами. С этой проблемой помогает справиться микрообучение.
Такой способ осваивать новое — один из трендов современного образования. Суть его в том, что дети и взрослые получают знания небольшими порциями. Продвижение к цели короткими шагами — от простого к сложному — позволяет избежать перегрузки и решать сложные задачи частями. Микрообучение строится на трех базовых принципах:
- короткие, но регулярные занятия;
- ежедневное повторение пройденного материала;
- постепенное усложнение материала.
КАК РАБОТАЕТ МИКРООБУЧЕНИЕ
На практике процесс выглядит так: допустим, вы хотите научить годовалого ребенка нанизывать бусины на шнурок. Разделите задачу на этапы: сначала вы нанизываете бусину и предлагаете ребенку ее снять, затем — предлагаете нанизать самостоятельно, и наконец учите перехватывать бусинку и продвигать по шнурку, чтобы можно было добавить еще одну. Из таких коротких последовательных уроков и состоит микрообучение.
Разберемся на примере игры в пазлы, где цель — научить дошкольника применять разные стратегии. Когда я предлагаю собрать пазл впервые, ребенку сложно соединить все детали сразу, чтобы получилась картинка, ведь у него нет опыта и знаний. Итог — ситуация неуспеха, снижение мотивации, а затем и потеря интереса к этой игре.
Поэтому сначала собираю пазл сама и делю задачу на этапы.
Первый этап. Рассматриваем картинку-подсказку и описываем ее, обращаем внимание на 2-3 конкретные детали. Затем находим их среди других и кладем на нужное место на картинке-подсказке. Если ребенку сложно, предлагаю обратить внимание на форму детали (большая она или маленькая).
Второй этап. Когда ребенок справляется с первой задачей, на следующем занятии выбираю из всех деталей те же, что и в прошлый раз, и переворачиваю их. Затем прошу ребенка положить каждую деталь на нужное место на картинке. Если ему трудно, обращаю внимание на форму детали и спрашиваю, правильно ли он ее держит или нужно перевернуть.
Третий этап. Постепенно увеличиваю количество деталей. Далее можно учить ребенка собирать пазлы самостоятельно, без картинки-подсказки. Сначала обучаем складывать рамку, затем середину. Или сначала собирайте конкретное изображение в пазле, а затем соединяqnt воедино, ориентируясь на схему.
Таким образом ребенок, осваивая каждый этап, учится использовать разные приемы и его навык переходит уже в умение, которое закрепляется надолго. Такой формат можно использовать во всех играх. Обучаясь маленькими шагами, ребенок будет осваивать весь навык целиком.
В ЧЕМ ПЛЮСЫ МИКРООБУЧЕНИЯ?
- Ребенок не успевает заскучать. В формате коротких уроков дети легче усваивают и те навыки, которым учиться не хотят. Например, если ребенок не любит вырезать и вы предлагаете ему каждый день выполнять короткое задание, где нужно вырезать всего один элемент или сделать пару надрезов, то он усвоит этот навык постепенно, незаметно для себя.
- Учеба «по чуть-чуть» помогает ребенку привыкнуть к тому, что занятия — часть жизни. Если вы занимаетесь каждый день в определенное время, ребенок воспринимает микроуроки как часть привычного расписания и привыкает учиться с раннего возраста.
- Такой подход учит концентрации, ведь ребенок полностью сосредоточен на процессе, ему некогда отвлекаться. Но при этом он не успевает устать.
- Микрообучение облегчает закрепление пройденного. Наш мозг устроен так, что уже через час после того, как занятия заканчиваются, мы забываем 60% информации, через 10 часов в памяти остается 35% от изученного. Согласно кривой забывания Эббингауза, всего за 1 месяц мы забываем 80% усвоенного материала. Если же систематически повторять пройденное, то материал из кратковременной памяти переходит в долговременную.
- Микрообучение подразумевает системность: процесс обучения не прерывается, ребенок постепенно, день за днем движется к определенной большой цели (например, учится вырезать или раскрашивать). Идеально, если занятия проходят каждый день в одно и то же время. Такой формат отлично подойдет детям с различными задержками в развитии. Материал подается дозированно, отрабатывается до автоматизма, а затем усложняется. Это позволяет закрепить материал.
ГДЕ И КАК УЧИТЬСЯ
Сегодня в нашем распоряжении множество различных онлайн-курсов и мобильных приложений, которые основаны на принципах микрообучения, например, популярные приложения по изучению английского языка Duolingo или Skyeng. Уроки подаются в форматах инфографики, коротких видео, тестов и карточек.
Японские тетради KUMON тоже основаны на принципах микрообучения. Задания в них расположены от простого к сложному: сначала ребенок учится делать разрезы по прямым линиям, затем по ломаным, волнистым линиям и спиралям, в конце вырезает фигуры и предметы из бумаги. Построение заданий таким образом помогает ребенку всегда успешно с ними справляться, что мотивирует и развивает уверенность в собственных силах. Кроме того, задания просты и понятны маленьким детям, а значит, ребенок может заниматься самостоятельно.
Об эксперте
Полина Харина — детский нейропсихолог, автор и ведущая семинаров и вебинаров.