wowpro
Unlimited
- Сообщения
- 14.438
- Лайки
- 9.504
Как не разучиться задавать вопросы?
Пока человек от горшка два вершка, он бесконечно любознателен. Ему в радость ходить за взрослыми и теребить их: «А почему снег белый? А зачем Мурзику усы — давай отрежем? А если Земля — шарик, значит, где-то под нами люди вниз головой ходят?»
Постепенно почемучка понимает, что всё знать невозможно. Он начинает искать ответы только на те вопросы, которые подбрасывает ему рутина.
Пусть даже его увлекают сразу несколько смежных областей знаний. Процесс закоснения, как правило, идёт своим чередом, просто чуть медленнее. Результат этого процесса — узость мышления.
Люди ленивы и нелюбопытны
Сегодня я поняла, что уверенно профдеформируюсь: день корректировала тексты, потом час позанималась английским, вечером взялась за классический роман. Караул! Я становлюсь филологом в кубе!
Белый цвет снега меня, может, иногда и озадачивает, только любопытство быстро затухает: ага, соображаю я, здесь сто процентов замешана физика. Не моя епархия, долго вникать.
Иногда — скажем, при чтении художественной литературы ради удовольствия — моё внимание привлекает какой-нибудь подзабытый факт истории. В Интернете полно разжёванной исторической информации, надо только руку к мышке протянуть. Но доступность ответа мигом гасит мой энтузиазм. Могу загуглить сегодня, а могу и завтра, успеется. Завтра же на первый план выступают другие заботы. Здесь, конечно, виновата не щедрость Интернета (доступ к едва ли не любым галереям и библиотечным сокровищам — недооцененное чудо нашего времени!). Проблема опять же в стремлении остаться внутри зоны интеллектуального комфорта.
Я отвыкаю задавать вопросы, и потеря этой привычки — действительно серьёзная утрата. Надо срочно реанимировать чахлое чувство интереса к большому и разному миру.
Проблема не только моя. Мне иногда встречаются скучные взрослые люди, которые вообще не ломают голову ни над чем, однако искренне считают себя экспертами и в политике, и в экономике, и в философии.
Навык «почемучка»: способы прокачки
Теперь — идеи.
Для себя я решила завести тетрадочку. Утром перед работой впишу в неё вопрос, который предположительно сумею прояснить минут за десять-двадцать. Спешить с поисками ответа не стану — пусть любопытство разогревается до вечера. Вечером же вместо пролистывания однообразных новостей в соцсети возьмусь за поиск правильного «потому что». На бумаге зафиксирую суть дела (мне всегда удобнее думать, записывая). И так каждый день хотя бы до конца тетрадки.
Другая мысль — в свободный день нарочно бросить себя в незнакомую интеллектуальную среду. Например, напроситься с мужем на конференцию по его узкому профилю, побыть среди людей, которые очень глубоко в своей теме.
Ещё… Может, вы подскажете?
Пока человек от горшка два вершка, он бесконечно любознателен. Ему в радость ходить за взрослыми и теребить их: «А почему снег белый? А зачем Мурзику усы — давай отрежем? А если Земля — шарик, значит, где-то под нами люди вниз головой ходят?»
Постепенно почемучка понимает, что всё знать невозможно. Он начинает искать ответы только на те вопросы, которые подбрасывает ему рутина.
Пусть даже его увлекают сразу несколько смежных областей знаний. Процесс закоснения, как правило, идёт своим чередом, просто чуть медленнее. Результат этого процесса — узость мышления.
Люди ленивы и нелюбопытны
Сегодня я поняла, что уверенно профдеформируюсь: день корректировала тексты, потом час позанималась английским, вечером взялась за классический роман. Караул! Я становлюсь филологом в кубе!
Белый цвет снега меня, может, иногда и озадачивает, только любопытство быстро затухает: ага, соображаю я, здесь сто процентов замешана физика. Не моя епархия, долго вникать.
Иногда — скажем, при чтении художественной литературы ради удовольствия — моё внимание привлекает какой-нибудь подзабытый факт истории. В Интернете полно разжёванной исторической информации, надо только руку к мышке протянуть. Но доступность ответа мигом гасит мой энтузиазм. Могу загуглить сегодня, а могу и завтра, успеется. Завтра же на первый план выступают другие заботы. Здесь, конечно, виновата не щедрость Интернета (доступ к едва ли не любым галереям и библиотечным сокровищам — недооцененное чудо нашего времени!). Проблема опять же в стремлении остаться внутри зоны интеллектуального комфорта.
Я отвыкаю задавать вопросы, и потеря этой привычки — действительно серьёзная утрата. Надо срочно реанимировать чахлое чувство интереса к большому и разному миру.
Проблема не только моя. Мне иногда встречаются скучные взрослые люди, которые вообще не ломают голову ни над чем, однако искренне считают себя экспертами и в политике, и в экономике, и в философии.
Навык «почемучка»: способы прокачки
Теперь — идеи.
Для себя я решила завести тетрадочку. Утром перед работой впишу в неё вопрос, который предположительно сумею прояснить минут за десять-двадцать. Спешить с поисками ответа не стану — пусть любопытство разогревается до вечера. Вечером же вместо пролистывания однообразных новостей в соцсети возьмусь за поиск правильного «потому что». На бумаге зафиксирую суть дела (мне всегда удобнее думать, записывая). И так каждый день хотя бы до конца тетрадки.
Другая мысль — в свободный день нарочно бросить себя в незнакомую интеллектуальную среду. Например, напроситься с мужем на конференцию по его узкому профилю, побыть среди людей, которые очень глубоко в своей теме.
Ещё… Может, вы подскажете?