wowpro
Unlimited
- Сообщения
- 14.438
- Лайки
- 9.504
Худоба и пышные формы: как менялась мода на женскую красоту
Если вы переживаете, что ваша фигура не совершенна, не стоит понапрасну расстраиваться. Каноны красоты так часто менялись за всю историю человечества, что говорить о каком-либо настоящем идеале по меньшей мере наивно. Давайте разберемся, какие особенности фигуры были в моде в разные времена и почему.
Относитесь ли вы к тем 80% людей, которые не могут без огорчения долго смотреть на себя обнаженных? Или к тем 40%, кто занимается сексом, не раздеваясь полностью или только в темноте?
Мы переживаем за каждое «несовершенство» внешности, изводим себя диетами и комплексуем. Слишком велико социальное и культурное давление — реклама, производители и многие другие диктуют женщинам, как надо выглядеть.
Но мы слишком далеко забрались в погоне за всем идеальным и забыли простую истину: мы никому не обязаны быть красивыми и соответствовать чьим-то представлениям о прекрасном. Тем более что и представления эти непостоянны.
ПЛОДОРОДИЕ И МАТЕРИНСТВО
За последние несколько веков в моде были то пышные формы, то стройность. И в этом есть определенная закономерность.
Палеолитическая Венера
Самые древние женские статуэтки, вырезанные из кости и мягких пород камня, как правило, демонстрируют большую грудь, округлый (совсем не плоский!) живот и выдающуюся попу. Фигуры древних Венер олицетворяли способность женского тела к вынашиванию и рождению детей. Считается, что они связаны с культом плодородия.
Серьезные потрясения, такие как глобальные войны, эпидемии, сильный голод и прочие, приводили к резкому снижению численности людей. Угроза вымирания вида приводила к необходимости размножения. Поэтому после войн и пандемий в моду входили женские фигуры с пышными формами, наводящими на мысль о материнстве.
Эти периоды сменялись другими, когда в активном увеличении численности рода человеческого не было необходимости. И тогда сексуальными считались менее «подходящие» для деторождения (с биологической точки зрения) женские фигуры — субтильные, с маленькой грудью. Так, истонченный, одухотворенный, болезненный идеал красоты свойственен эстетике и Средневековья, и европейского декаданса, и нашему времени.
К началу XXI века население планеты превысило 7 миллиардов человек. Мы живем скученно, уровень фонового шума слишком высокий — такие условия не способствуют повышению рождаемости, активному продолжению рода. Вероятно, поэтому внешне женские и мужские тела становятся все более похожими.
МАЛЕНЬКАЯ ГРУДЬ VS ПЫШНЫЕ ФОРМЫ
«ДЕВОЧКИ КАК МАЛЬЧИКИ»
Сегодня мужественность и женственность смешались, породив образы феминных мужчин и маскулинных женщин. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на последние коллекции, представленные известными домами моды.
В модельном бизнесе востребованы женственные юноши и девушки с мальчишеской фигурой. Современным идеалом красоты стал высокий длинноногий андрогин с плоской грудью, узкими бедрами и беспристрастным лицом.
Самые крупные и респектабельные универмаги Европы и Америки открыли отделы с одеждой без четкой гендерной направленности, парфюмерией и косметическим уходом, пригодным для обоих полов. И это не похоже на унисекс 1990-х: речь не про универсальность, а про снятие ярлыков — и с людей, и с вещей. Это право быть собой. Свобода, индивидуальность, отказ от рамок — все это прекрасно сочетается и с новыми канонами красоты на подиумах, и с новым восприятием гендера.
ЕЩЕ МЕНЬШЕ СТЕРЕОТИПОВ
Когда-то первые женщины, надевшие брюки вместо юбки, совершили переворот в общественном сознании. Сегодня люди продолжают отказываться от стереотипов в «женской» и «мужской» красоте.
Джаред Лето выступает в килтах и женских юбках от Gucci. Сын Уилла Смита Джейден исполняет рэп и отказался от брюк, потому что в них ему «жарко». Другой рэпер, Канье Уэст, неоднократно появлялся перед публикой в кожаной юбке.
Смешение женского и мужского в индустрии красоты отражает общую идеологическую тенденцию. Биологический пол не должен быть поводом для дискриминации и искусственных ограничений. Тот, кто хочет быть красивым, может выбирать любую интерпретацию красоты, которая ему нравится. Это не будет означать, что он отныне не мужчина или не женщина.
Куда качнется маятник и какие женские образы будут в моде через 20 и 50 лет, предсказать невозможно. Да и не столь важно. Главное — отбросить стереотипы и оставаться верной себе. Любая женская фигура была, есть и будет чьим-то идеалом красоты.
Статья написана по книге Инессы Трубецковой и Наталии Найденской «Код внешности. От головы до пальцев ног» (АСТ, 2021).
Если вы переживаете, что ваша фигура не совершенна, не стоит понапрасну расстраиваться. Каноны красоты так часто менялись за всю историю человечества, что говорить о каком-либо настоящем идеале по меньшей мере наивно. Давайте разберемся, какие особенности фигуры были в моде в разные времена и почему.
Относитесь ли вы к тем 80% людей, которые не могут без огорчения долго смотреть на себя обнаженных? Или к тем 40%, кто занимается сексом, не раздеваясь полностью или только в темноте?
Мы переживаем за каждое «несовершенство» внешности, изводим себя диетами и комплексуем. Слишком велико социальное и культурное давление — реклама, производители и многие другие диктуют женщинам, как надо выглядеть.
Но мы слишком далеко забрались в погоне за всем идеальным и забыли простую истину: мы никому не обязаны быть красивыми и соответствовать чьим-то представлениям о прекрасном. Тем более что и представления эти непостоянны.
ПЛОДОРОДИЕ И МАТЕРИНСТВО
За последние несколько веков в моде были то пышные формы, то стройность. И в этом есть определенная закономерность.
Палеолитическая Венера
Самые древние женские статуэтки, вырезанные из кости и мягких пород камня, как правило, демонстрируют большую грудь, округлый (совсем не плоский!) живот и выдающуюся попу. Фигуры древних Венер олицетворяли способность женского тела к вынашиванию и рождению детей. Считается, что они связаны с культом плодородия.
Серьезные потрясения, такие как глобальные войны, эпидемии, сильный голод и прочие, приводили к резкому снижению численности людей. Угроза вымирания вида приводила к необходимости размножения. Поэтому после войн и пандемий в моду входили женские фигуры с пышными формами, наводящими на мысль о материнстве.
Эти периоды сменялись другими, когда в активном увеличении численности рода человеческого не было необходимости. И тогда сексуальными считались менее «подходящие» для деторождения (с биологической точки зрения) женские фигуры — субтильные, с маленькой грудью. Так, истонченный, одухотворенный, болезненный идеал красоты свойственен эстетике и Средневековья, и европейского декаданса, и нашему времени.
К началу XXI века население планеты превысило 7 миллиардов человек. Мы живем скученно, уровень фонового шума слишком высокий — такие условия не способствуют повышению рождаемости, активному продолжению рода. Вероятно, поэтому внешне женские и мужские тела становятся все более похожими.
МАЛЕНЬКАЯ ГРУДЬ VS ПЫШНЫЕ ФОРМЫ
- В Древнем Египте все население располагалось на узкой полоске земли вдоль реки Нил, большие города были перенаселены. Сохранившиеся росписи египетских пирамид представляют нам женщин, похожих на мальчиков: высокие, с узкими бедрами, плоской грудью, длинными ногами.
- В Древней Греции горожане жили в небольших полисах, большая часть населения крестьянствовала вне городов. Дошедшие до нас женские статуи — стройные, с умеренной округлостью, — пышут здоровьем.
- В средневековой Европе к середине XIV века жило уже около 100 миллионов человек. Это привело к хроническому голоду, чудовищному дискомфорту и крайней скученности людей в жилищах. И как результат в моду вошли худые красавицы.
- К началу XV века эпидемии, голод, войны выкашивали города и деревни. Численность населения Европы сократилась минимум наполовину. При таком снижении популяции, конечно, никак невозможно было и дальше поклоняться бледным тонким мадоннам. Красоту стали видеть только в очень пышных фигурах, что заметно по картинам Рубенса или творениям Микеланджело.
- В XIX веке плотность населения в Европе постепенно достигла докризисного уровня, и дамы опять начали бледнеть, худеть и мельчать. Красавицами считались невысокие женщины с детским личиком и женственной фигурой, утрированной корсетом и кринолином, а также с крошечными ручками и ножками.
- После войны 1812 года во второй половине XIX столетия красавицами считались женщины с широкими бедрами, полной и крепкой грудью, способные рожать и кормить детей.
- В XX веке из-за двух мировых войн и экономических кризисов идеалы женской красоты скакали от болезненно-анорексичной худобы до мягкой полноты.
- В 1912 году археологи откопали бюст Нефертити — и мир замер от восторга. Вот она — совершенная хрупкая красота! Если бы ее обнаружили в материалистичном XIX веке, то не нашли бы в ней ничего прекрасного, разбили и не пожалели об этом. А в начале прошлого века она выглядела абсолютно уместной, в то время как полные дамы Рубенса — нет.
«ДЕВОЧКИ КАК МАЛЬЧИКИ»
Сегодня мужественность и женственность смешались, породив образы феминных мужчин и маскулинных женщин. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на последние коллекции, представленные известными домами моды.
В модельном бизнесе востребованы женственные юноши и девушки с мальчишеской фигурой. Современным идеалом красоты стал высокий длинноногий андрогин с плоской грудью, узкими бедрами и беспристрастным лицом.
Самые крупные и респектабельные универмаги Европы и Америки открыли отделы с одеждой без четкой гендерной направленности, парфюмерией и косметическим уходом, пригодным для обоих полов. И это не похоже на унисекс 1990-х: речь не про универсальность, а про снятие ярлыков — и с людей, и с вещей. Это право быть собой. Свобода, индивидуальность, отказ от рамок — все это прекрасно сочетается и с новыми канонами красоты на подиумах, и с новым восприятием гендера.
ЕЩЕ МЕНЬШЕ СТЕРЕОТИПОВ
Когда-то первые женщины, надевшие брюки вместо юбки, совершили переворот в общественном сознании. Сегодня люди продолжают отказываться от стереотипов в «женской» и «мужской» красоте.
Джаред Лето выступает в килтах и женских юбках от Gucci. Сын Уилла Смита Джейден исполняет рэп и отказался от брюк, потому что в них ему «жарко». Другой рэпер, Канье Уэст, неоднократно появлялся перед публикой в кожаной юбке.
Смешение женского и мужского в индустрии красоты отражает общую идеологическую тенденцию. Биологический пол не должен быть поводом для дискриминации и искусственных ограничений. Тот, кто хочет быть красивым, может выбирать любую интерпретацию красоты, которая ему нравится. Это не будет означать, что он отныне не мужчина или не женщина.
Куда качнется маятник и какие женские образы будут в моде через 20 и 50 лет, предсказать невозможно. Да и не столь важно. Главное — отбросить стереотипы и оставаться верной себе. Любая женская фигура была, есть и будет чьим-то идеалом красоты.
Статья написана по книге Инессы Трубецковой и Наталии Найденской «Код внешности. От головы до пальцев ног» (АСТ, 2021).