G
Gustav
Команда форума
Администратор
- Сообщения
- 26.406
- Лайки
- 51.215
Три вида эмпатии: в чем разница и как их освоить
Обычно мы говорим об эмпатии как о единственном качестве, подразумевая умение сопереживать людям. Но психологи выделяют три вида сочувствия. Они важны в человеческом взаимодействии, и каждому из них можно научиться.
Мы часто слышим, что миру не хватает эмпатии, вы наверняка замечали ее недостаток. Руководитель не может найти общий язык с командой и наоборот. Мужья и жены не понимают друг друга, родители забыли, что значит быть подростком, дети не видят, как о них заботятся. Мы сетуем, что люди не считаются с нашим мнением и чувствами, но поступаем точно так же.
С одной стороны, чтобы понять, что чувствуют остальные и почему действуют определенным образом, нужно время и усилия. Мы не особенно стремимся растрачивать ресурсы на всех подряд. К тому же проявлять сочувствие нелегко, даже если хочется.
Привычка цепляться к недостаткам перерастает в психическое и эмоциональное противостояние
С другой стороны, мы должны научиться, иначе рискуем испортить отношения. Привычка цепляться к недостаткам перерастает в психическое и эмоциональное противостояние. Каждый держит противника под прицелом, проблемы сохраняются, и надежды на примирение нет. Если кто-то решится проявить сочувствие, замкнутый круг разорвется. Человек, которого поняли, чаще всего отвечает взаимностью и делает шаг навстречу. Какой итог? Созданы доверительные отношения, где обе стороны готовы верить друг другу на слово и прощать промахи.
Что это такое и как развить?
Эмпатию описывают по-разному, зависит от того, у кого спрашивать. Большинство согласятся с определением: «Эмпатия — это способность понимать и разделять мысли или чувства окружающих». Чтобы чувствовать и проявлять ее, необязательно переживать то же, что и остальные. Это означает стремление лучше разобраться в людях, побывать на их месте.
Психологи Дэниел Гоулман и Пол Экман выделяют три вида этой способности.
Когнитивная эмпатия — способность понять, что чувствуют люди и почему так думают. Благодаря ей мы становимся отличными переговорщиками, потому что умеем подавать информацию так, чтобы ее восприняли другие.
Эмоциональная эмпатия (или аффективная) — способность переносить на себя чужие чувства. Некоторые описывают ее так: «Ваша боль в моем сердце». Она помогает душевному сближению.
Сострадательная эмпатия (или эмпатическая забота) — больше, чем понимать других и разделять их чувства. Она заставляет действовать, помогать всеми силами.
Как работают виды эмпатии?
Предположим, друг недавно потерял кого-то из родных. Естественной реакцией может быть участливость, жалость или скорбь. Вам захочется выразить соболезнования, и друг, скорее всего, будет признателен. Но, как мы помним, для эмпатии нужны время и усилия.
Все начинается с когнитивной эмпатии: представляем, что ему пришлось пережить. Кого он потерял? Насколько они были близки? Он узнал боль потери, как теперь изменится его жизнь? Благодаря эмоциональной эмпатии можно не только понять, но и разделить чувства друга. Какая-то ваша часть знает, что такое глубокая скорбь и насколько это больно. Вероятно, вы помните, как тяжело терять близких или представляете, как чувствовали бы себя, если бы это произошло.
Сострадательная эмпатия приводит к действиям. Вы можете взяться за приготовление еды, чтобы друг об этом не думал. Сделать необходимые звонки или помочь по хозяйству. А может быть, просто побудете рядом или, если друг хочет остаться один, присмотрите за его детьми.
Здесь только один наглядный пример эмпатии, но каждый день приносит новые возможности для развития этой способности. По сути, каждый контакт с окружающими — это шанс принять другую точку зрения, разделить чьи-то чувства и помочь.
Развиваем когнитивную эмпатию
Речь идет об обоснованных предположениях. Зачастую мы неверно истолковываем жесты и мимику. Улыбка может означать не только радость или удовольствие, но и печаль.
Если хотите найти общий язык с людьми, вспомните, что о них известно, и постарайтесь узнать еще больше. Но интерпретация чужого настроения, поведения или мышления всегда строится на прожитом опыте и невольных предубеждениях. Интуиция нередко подводит, не торопитесь с выводами. После разговора найдите минуту и обдумайте отклик собеседника: что он написал или сказал, какими были его движения. Со временем сможете распознавать не только состояние и характер окружающих, но и как они воспринимают ваши мысли и манеру общения.
Учимся эмоциональной эмпатии
Это требует усилий. Ведь цель — проникнуться чувствами другого, выйти на глубокий уровень взаимопонимания. Внимательно слушайте тех, кто рассказывает о проблемах. Сдерживайте желание оценивать людей или ситуации, перебивать, делиться опытом, предлагать решения. Вместо этого сосредоточьтесь на стремлении разобраться, что он чувствует и почему именно так. Нужно дать себе время на размышления. Когда поймете, что переживает человек, поставьте себя на его место. Спросите себя: «Было ли со мной нечто подобное?»
Не надо вести себя как всезнайка, у которого на все готов ответ
Этот процесс описал Хендри Вейсингер, автор книги «Эмоциональный интеллект на работе». «Когда кто-то говорит: «Я провалил презентацию», я не думаю о собственной неудачной презентации, ведь по большому счету это пустяк. Скорее, вспоминаю, что чувствовал, когда не справился с важной задачей. То есть восстанавливаю в памяти ощущения, а не событие».
Конечно, никто не в силах представить, как чувствует себя другой человек. Когда научитесь проникаться чувствами других и составлять полное представление о ситуации, вы сможете проявлять сочувствие.
Тренируем сострадательную эмпатию
Начинайте с прямого вопроса: «Чем тебе помочь?» Если человек не может отвечать, спросите себя: «Что помогло мне в подобной ситуации?» или «Что могло бы мне помочь?». Делиться опытом или высказывать соображения в целом неплохо, но не надо вести себя как категоричный всезнайка, у которого на все готов ответ. Говорите о том, что стало спасением. Вместо универсальных решений предлагайте возможные пути выхода из затруднений.
То, что сработало в вашем случае или во многих случаях, может оказаться бесполезным для конкретного человека. Это не повод бросать его в беде. Делайте, что можете.
Применяем на практике
Когда возникнет необходимость понять чужую точку зрения, повторите несколько правил.
Обычно мы говорим об эмпатии как о единственном качестве, подразумевая умение сопереживать людям. Но психологи выделяют три вида сочувствия. Они важны в человеческом взаимодействии, и каждому из них можно научиться.
Мы часто слышим, что миру не хватает эмпатии, вы наверняка замечали ее недостаток. Руководитель не может найти общий язык с командой и наоборот. Мужья и жены не понимают друг друга, родители забыли, что значит быть подростком, дети не видят, как о них заботятся. Мы сетуем, что люди не считаются с нашим мнением и чувствами, но поступаем точно так же.
С одной стороны, чтобы понять, что чувствуют остальные и почему действуют определенным образом, нужно время и усилия. Мы не особенно стремимся растрачивать ресурсы на всех подряд. К тому же проявлять сочувствие нелегко, даже если хочется.
Привычка цепляться к недостаткам перерастает в психическое и эмоциональное противостояние
С другой стороны, мы должны научиться, иначе рискуем испортить отношения. Привычка цепляться к недостаткам перерастает в психическое и эмоциональное противостояние. Каждый держит противника под прицелом, проблемы сохраняются, и надежды на примирение нет. Если кто-то решится проявить сочувствие, замкнутый круг разорвется. Человек, которого поняли, чаще всего отвечает взаимностью и делает шаг навстречу. Какой итог? Созданы доверительные отношения, где обе стороны готовы верить друг другу на слово и прощать промахи.
Что это такое и как развить?
Эмпатию описывают по-разному, зависит от того, у кого спрашивать. Большинство согласятся с определением: «Эмпатия — это способность понимать и разделять мысли или чувства окружающих». Чтобы чувствовать и проявлять ее, необязательно переживать то же, что и остальные. Это означает стремление лучше разобраться в людях, побывать на их месте.
Психологи Дэниел Гоулман и Пол Экман выделяют три вида этой способности.
Когнитивная эмпатия — способность понять, что чувствуют люди и почему так думают. Благодаря ей мы становимся отличными переговорщиками, потому что умеем подавать информацию так, чтобы ее восприняли другие.
Эмоциональная эмпатия (или аффективная) — способность переносить на себя чужие чувства. Некоторые описывают ее так: «Ваша боль в моем сердце». Она помогает душевному сближению.
Сострадательная эмпатия (или эмпатическая забота) — больше, чем понимать других и разделять их чувства. Она заставляет действовать, помогать всеми силами.
Как работают виды эмпатии?
Предположим, друг недавно потерял кого-то из родных. Естественной реакцией может быть участливость, жалость или скорбь. Вам захочется выразить соболезнования, и друг, скорее всего, будет признателен. Но, как мы помним, для эмпатии нужны время и усилия.
Все начинается с когнитивной эмпатии: представляем, что ему пришлось пережить. Кого он потерял? Насколько они были близки? Он узнал боль потери, как теперь изменится его жизнь? Благодаря эмоциональной эмпатии можно не только понять, но и разделить чувства друга. Какая-то ваша часть знает, что такое глубокая скорбь и насколько это больно. Вероятно, вы помните, как тяжело терять близких или представляете, как чувствовали бы себя, если бы это произошло.
Сострадательная эмпатия приводит к действиям. Вы можете взяться за приготовление еды, чтобы друг об этом не думал. Сделать необходимые звонки или помочь по хозяйству. А может быть, просто побудете рядом или, если друг хочет остаться один, присмотрите за его детьми.
Здесь только один наглядный пример эмпатии, но каждый день приносит новые возможности для развития этой способности. По сути, каждый контакт с окружающими — это шанс принять другую точку зрения, разделить чьи-то чувства и помочь.
Развиваем когнитивную эмпатию
Речь идет об обоснованных предположениях. Зачастую мы неверно истолковываем жесты и мимику. Улыбка может означать не только радость или удовольствие, но и печаль.
Если хотите найти общий язык с людьми, вспомните, что о них известно, и постарайтесь узнать еще больше. Но интерпретация чужого настроения, поведения или мышления всегда строится на прожитом опыте и невольных предубеждениях. Интуиция нередко подводит, не торопитесь с выводами. После разговора найдите минуту и обдумайте отклик собеседника: что он написал или сказал, какими были его движения. Со временем сможете распознавать не только состояние и характер окружающих, но и как они воспринимают ваши мысли и манеру общения.
Учимся эмоциональной эмпатии
Это требует усилий. Ведь цель — проникнуться чувствами другого, выйти на глубокий уровень взаимопонимания. Внимательно слушайте тех, кто рассказывает о проблемах. Сдерживайте желание оценивать людей или ситуации, перебивать, делиться опытом, предлагать решения. Вместо этого сосредоточьтесь на стремлении разобраться, что он чувствует и почему именно так. Нужно дать себе время на размышления. Когда поймете, что переживает человек, поставьте себя на его место. Спросите себя: «Было ли со мной нечто подобное?»
Не надо вести себя как всезнайка, у которого на все готов ответ
Этот процесс описал Хендри Вейсингер, автор книги «Эмоциональный интеллект на работе». «Когда кто-то говорит: «Я провалил презентацию», я не думаю о собственной неудачной презентации, ведь по большому счету это пустяк. Скорее, вспоминаю, что чувствовал, когда не справился с важной задачей. То есть восстанавливаю в памяти ощущения, а не событие».
Конечно, никто не в силах представить, как чувствует себя другой человек. Когда научитесь проникаться чувствами других и составлять полное представление о ситуации, вы сможете проявлять сочувствие.
Тренируем сострадательную эмпатию
Начинайте с прямого вопроса: «Чем тебе помочь?» Если человек не может отвечать, спросите себя: «Что помогло мне в подобной ситуации?» или «Что могло бы мне помочь?». Делиться опытом или высказывать соображения в целом неплохо, но не надо вести себя как категоричный всезнайка, у которого на все готов ответ. Говорите о том, что стало спасением. Вместо универсальных решений предлагайте возможные пути выхода из затруднений.
То, что сработало в вашем случае или во многих случаях, может оказаться бесполезным для конкретного человека. Это не повод бросать его в беде. Делайте, что можете.
Применяем на практике
Когда возникнет необходимость понять чужую точку зрения, повторите несколько правил.
- Вы не видите всей картины. Каждый случай индивидуален, многие обстоятельства вам неизвестны.
- Сегодня вы думаете и чувствуете иначе, чем вчера, это зависит от настроения.
- В сильном стрессе поведение может оказаться непредсказуемым.