G
Gustav
Команда форума
Администратор
- Сообщения
- 26.405
- Лайки
- 51.216
Посадить дерево: чему нас учит садоводство
Что с нами происходит, когда мы ухаживаем за цветами? Почему многих взрослых неудержимо тянет на грядки, а детям работа в саду необходима для развития? Какую роль играют растения в нашей жизни?
Цветы в горшках, клумба около дома, елка на Новый год, деревья за окном поезда, дача, лес… Растения для нас настолько привычны, что мы перестаем их замечать. Но ботанические метафоры, которые мы используем в речи, напоминают о том, какое важное место зеленый мир занимает в нашей жизни. «Мы говорим: «девушка расцвела», «мы укореняемся», «выращиваем молодые кадры», «экономика процветает». И это неслучайно, — подчеркивает доктор психологических наук, автор концепции психологического пространства личности Софья Нартова-Бочавер:
Природа влияет на нас, даже если мы и не отдаем себе в этом отчета. Она и кормилица, и вдохновитель, и психотерапевт».
ОСНОВА ЖИЗНИ
Бурная жизнь из села за столетие перекочевала в города: в 1917 году соотношение городского населения к сельскому составляло 18 к 82%, а в 2017 году 74 к 26% соответственно, но почти у каждого из нас найдется в роду крестьянин, добывавший хлеб своими руками. Не эти ли корни просыпаются в нас, когда мы с трепетом сажаем клубнику на даче или выращиваем бархатцы у подъезда?
У многих горожан до сих пор остается в памяти закон выживания: пока у меня есть шесть соток, я не пропаду
«Помню, во времена перестройки некоторые коллеги, преподаватели, имеющие научные степени, высаживали перед многоэтажками картошку, зелень, овощи, — вспоминает преподаватель психологии и педагогики Елена Мухортова, — и это поддерживало в непростые времена, в том числе морально».
Американский социобиолог и эколог Эдвард Уилсон утверждает, что человечество на глубинном уровне зависит от жизни других биологических видов: на этом основана его гипотеза биофилии. «По его версии, люди, которые наблюдали за природой, были в диалоге с внешним миром, собирали хороший урожай и избегали опасности голода и смерти, — рассказывает Софья Нартова-Бочавер. — А те, кто допускал небрежность в общении с природой, не выживали». В фильме «Аватар» деревья осуществляют связь между всеми элементами природы — это прекрасная иллюстрация гипотезы Уилсона. В современной культуре отражается наша ностальгия по природе.
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
Цветы с древности и по сегодняшний день служат символами качеств, которые мы ценим. В буддизме роза обозначает тройственную истину: порядок, знание, закон. У мусульман — любовь, истину и божественную мудрость. Согласно легенде, пророк Мухаммед, поднимаясь к небу, уронил на землю капельку пота, и она превратилась в прекрасную белую розу. Белая лилия — знак королевского рода во Франции.
Близость к природе подчеркивают и современные коронованные особы, например, британская королева Елизавета часто фотографируется с садовыми ножницами и на фоне ландшафта, замечает психолог. Некоторые участники исследования, которое провели Софья Нартова-Бочавер и Елена Мухортова (более 400 студентов писали эссе, заполняли опросники), отмечали, что для них растения символизируют связь поколений: они продолжают ухаживать за цветами, потому что их сажала мама. Или вспоминают дом и цветение миндаля на родине. Или любуются на дерево, посаженное еще прадедом. А как обстоят дела с самым юным поколением?
ШКОЛА РЕАЛИЗМА
«Городские дети настолько ущемлены в контактах с природой, что они совершают много открытий, когда им предлагаешь что-то посадить самим, — замечает Софья Нартова-Бочавер. — Это инструмент, позволяющий повысить самооценку, ощущение компетентности». При этом природа учит маленького человека реалистически оценивать свои возможности. Ребенок прикладывает усилия, чтобы посадить семечко, и получает обратную связь от природы. Он понимает, сколько вкладывает, чтобы иметь результат.
Но он также понимает, что есть задачи, с которыми он не может справиться, уважает силу природы, учится считаться с ней. «Мой внук удивился, услышав, что бывают домашние огурцы, — рассказывает Софья Нартова-Бочавер. — И я поняла, как все запущено. Мы с ним сделали маленький огород, где он сам вскопал землю, посадил семена кабачков. Он увидел, как проклюнулся росток, как он развивался, как появились листочки. И самое главное, он это делал своими руками».
Растения показывают ребенку цикличность жизни, и это важно для его личностного развития. Он видит, как из зернышка появляется стебелек, листочки, цветы. Затем бутон «умирает», уступая место плоду и новому зернышку. Жизнь продолжается, выходя на новый виток.
ЗЕЛЕНЫЕ СОБЕСЕДНИКИ
Что дает садоводство взрослым? «В сочинениях респонденты рассказывали о том, как цветущие кустарники, бутоны дарят нежность, ощущение новой жизни, эмоции, радости», — рассказывает Елена Мухортова. При этом был опровергнут стереотип, что цветоводством больше склонны заниматься женщины. «Мы были удивлены, обнаружив, что большой разницы в «показаниях» мужчин и женщин нет. Мы недооцениваем внимание и любовь мужчин к цветам», — заключает Елена Мухортова. «Мне нравится наблюдать за легким покачиванием веток в свете ночных фонарей», «Люблю вид голых одиноких деревьев в первое зимнее утро», «Приятно смотреть на яркий цветочный ковер», «Запах зелени ассоциируется у меня с радостью» — все это фразы из мужских эссе.
И мужчинам, и женщинам растения помогают избежать одиночества. «Мы выяснили, что респонденты разговаривают с цветами и кустарниками, даже дают им имена», — продолжает Елена Мухортова. Садоводы-любители общаются и между собой: обсуждают посадки, обмениваются рецептами, ездят на ярмарки семян.
Если растение не засохло, значит, вы готовы к диалогу с миром и можете завести новые глубокие отношения
«Ежедневная забота структурирует их жизнь: нужно сажать каждое растение в свое время, следить за ними, осенью выкапывать, правильно хранить зимой, открывать по утрам и закрывать по вечерам парник. Это особенно важно для пожилых», — заключает Елена Мухортова. Забота о растениях предотвращает депрессию и потерю когнитивных функций (когда мы планируем, где что посадить, мы должны держать в памяти много сопутствующей информации) и снижает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы.
«Запахи, цвета и работа с почвой очень полезны для людей с умственными дефектами, предотвращают развитие деменции и помогают пациентам с болезнью Альцгеймера», — поясняет Софья Нартова-Бочавер. Даже прогулка по лесу или небольшой цветок могут иметь терапевтическое воздействие. Гештальт-терапевты часто рекомендуют пережившим несчастье — разлуку, предательство, развод, сепарацию с детьми — посадить домашнее растение.
«Если растение не засохло, значит, вы готовы к диалогу с миром и можете завести новые глубокие отношения. Если оно погибло, значит, вы еще не готовы заботиться о других, и это повод для размышления и ресурс для осознаний», — считает Софья Нартова-Бочавер. Так шаг за шагом мы готовим себя к более внимательному и заботливому отношению с цветами, а значит, и с миром.
Что с нами происходит, когда мы ухаживаем за цветами? Почему многих взрослых неудержимо тянет на грядки, а детям работа в саду необходима для развития? Какую роль играют растения в нашей жизни?
Цветы в горшках, клумба около дома, елка на Новый год, деревья за окном поезда, дача, лес… Растения для нас настолько привычны, что мы перестаем их замечать. Но ботанические метафоры, которые мы используем в речи, напоминают о том, какое важное место зеленый мир занимает в нашей жизни. «Мы говорим: «девушка расцвела», «мы укореняемся», «выращиваем молодые кадры», «экономика процветает». И это неслучайно, — подчеркивает доктор психологических наук, автор концепции психологического пространства личности Софья Нартова-Бочавер:
Природа влияет на нас, даже если мы и не отдаем себе в этом отчета. Она и кормилица, и вдохновитель, и психотерапевт».
ОСНОВА ЖИЗНИ
Бурная жизнь из села за столетие перекочевала в города: в 1917 году соотношение городского населения к сельскому составляло 18 к 82%, а в 2017 году 74 к 26% соответственно, но почти у каждого из нас найдется в роду крестьянин, добывавший хлеб своими руками. Не эти ли корни просыпаются в нас, когда мы с трепетом сажаем клубнику на даче или выращиваем бархатцы у подъезда?
У многих горожан до сих пор остается в памяти закон выживания: пока у меня есть шесть соток, я не пропаду
«Помню, во времена перестройки некоторые коллеги, преподаватели, имеющие научные степени, высаживали перед многоэтажками картошку, зелень, овощи, — вспоминает преподаватель психологии и педагогики Елена Мухортова, — и это поддерживало в непростые времена, в том числе морально».
Американский социобиолог и эколог Эдвард Уилсон утверждает, что человечество на глубинном уровне зависит от жизни других биологических видов: на этом основана его гипотеза биофилии. «По его версии, люди, которые наблюдали за природой, были в диалоге с внешним миром, собирали хороший урожай и избегали опасности голода и смерти, — рассказывает Софья Нартова-Бочавер. — А те, кто допускал небрежность в общении с природой, не выживали». В фильме «Аватар» деревья осуществляют связь между всеми элементами природы — это прекрасная иллюстрация гипотезы Уилсона. В современной культуре отражается наша ностальгия по природе.
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
Цветы с древности и по сегодняшний день служат символами качеств, которые мы ценим. В буддизме роза обозначает тройственную истину: порядок, знание, закон. У мусульман — любовь, истину и божественную мудрость. Согласно легенде, пророк Мухаммед, поднимаясь к небу, уронил на землю капельку пота, и она превратилась в прекрасную белую розу. Белая лилия — знак королевского рода во Франции.
Близость к природе подчеркивают и современные коронованные особы, например, британская королева Елизавета часто фотографируется с садовыми ножницами и на фоне ландшафта, замечает психолог. Некоторые участники исследования, которое провели Софья Нартова-Бочавер и Елена Мухортова (более 400 студентов писали эссе, заполняли опросники), отмечали, что для них растения символизируют связь поколений: они продолжают ухаживать за цветами, потому что их сажала мама. Или вспоминают дом и цветение миндаля на родине. Или любуются на дерево, посаженное еще прадедом. А как обстоят дела с самым юным поколением?
ШКОЛА РЕАЛИЗМА
«Городские дети настолько ущемлены в контактах с природой, что они совершают много открытий, когда им предлагаешь что-то посадить самим, — замечает Софья Нартова-Бочавер. — Это инструмент, позволяющий повысить самооценку, ощущение компетентности». При этом природа учит маленького человека реалистически оценивать свои возможности. Ребенок прикладывает усилия, чтобы посадить семечко, и получает обратную связь от природы. Он понимает, сколько вкладывает, чтобы иметь результат.
Но он также понимает, что есть задачи, с которыми он не может справиться, уважает силу природы, учится считаться с ней. «Мой внук удивился, услышав, что бывают домашние огурцы, — рассказывает Софья Нартова-Бочавер. — И я поняла, как все запущено. Мы с ним сделали маленький огород, где он сам вскопал землю, посадил семена кабачков. Он увидел, как проклюнулся росток, как он развивался, как появились листочки. И самое главное, он это делал своими руками».
Растения показывают ребенку цикличность жизни, и это важно для его личностного развития. Он видит, как из зернышка появляется стебелек, листочки, цветы. Затем бутон «умирает», уступая место плоду и новому зернышку. Жизнь продолжается, выходя на новый виток.
ЗЕЛЕНЫЕ СОБЕСЕДНИКИ
Что дает садоводство взрослым? «В сочинениях респонденты рассказывали о том, как цветущие кустарники, бутоны дарят нежность, ощущение новой жизни, эмоции, радости», — рассказывает Елена Мухортова. При этом был опровергнут стереотип, что цветоводством больше склонны заниматься женщины. «Мы были удивлены, обнаружив, что большой разницы в «показаниях» мужчин и женщин нет. Мы недооцениваем внимание и любовь мужчин к цветам», — заключает Елена Мухортова. «Мне нравится наблюдать за легким покачиванием веток в свете ночных фонарей», «Люблю вид голых одиноких деревьев в первое зимнее утро», «Приятно смотреть на яркий цветочный ковер», «Запах зелени ассоциируется у меня с радостью» — все это фразы из мужских эссе.
И мужчинам, и женщинам растения помогают избежать одиночества. «Мы выяснили, что респонденты разговаривают с цветами и кустарниками, даже дают им имена», — продолжает Елена Мухортова. Садоводы-любители общаются и между собой: обсуждают посадки, обмениваются рецептами, ездят на ярмарки семян.
Если растение не засохло, значит, вы готовы к диалогу с миром и можете завести новые глубокие отношения
«Ежедневная забота структурирует их жизнь: нужно сажать каждое растение в свое время, следить за ними, осенью выкапывать, правильно хранить зимой, открывать по утрам и закрывать по вечерам парник. Это особенно важно для пожилых», — заключает Елена Мухортова. Забота о растениях предотвращает депрессию и потерю когнитивных функций (когда мы планируем, где что посадить, мы должны держать в памяти много сопутствующей информации) и снижает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы.
«Запахи, цвета и работа с почвой очень полезны для людей с умственными дефектами, предотвращают развитие деменции и помогают пациентам с болезнью Альцгеймера», — поясняет Софья Нартова-Бочавер. Даже прогулка по лесу или небольшой цветок могут иметь терапевтическое воздействие. Гештальт-терапевты часто рекомендуют пережившим несчастье — разлуку, предательство, развод, сепарацию с детьми — посадить домашнее растение.
«Если растение не засохло, значит, вы готовы к диалогу с миром и можете завести новые глубокие отношения. Если оно погибло, значит, вы еще не готовы заботиться о других, и это повод для размышления и ресурс для осознаний», — считает Софья Нартова-Бочавер. Так шаг за шагом мы готовим себя к более внимательному и заботливому отношению с цветами, а значит, и с миром.