G
Gustav
Команда форума
Администратор
- Сообщения
- 26.406
- Лайки
- 51.216
Благополучие, самореализация, счастье — все хотят этого. Неудивительно, что многие великие умы посвятили себя попыткам раскрыть эти тайны. Изучение счастья, успеха, мотивации и психологических потребностей происходило в самых разных формах на протяжении десятилетий. Однако отдельно следует рассказать о трех людях: Эдварде Деси, Ричарде Райане и Мартине Селигмане. Их исследования дали нам основу, на которой сейчас строится прочное здание науки о счастье.
Автор:
Елeнa Игopeвна Рaccказова, кандидат психологических наук, пcихoтеpaпевт, старший научный сотрудник лаборатории позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ.
Благополучие, самореализация, счастье — все без исключения хотят этого. Неудивительно, что многие великие умы посвятили себя попыткам раскрыть эти тайны. Изучение счастья, успеха, мотивации и психологических потребностей происходило в самых разных формах на протяжении десятилетий. Однако отдельно следует рассказать о трех людях: Эдварде Деси, Ричарде Райане и Мартине Селигмане. Именно их исследования дали нам ту основу, на которой сейчас строится прочное здание науки о счастье.
Теория самодетерминации (самоопределения)
(Self-Determination Theory, SDT)
Эта революционная теория, разработанная Деси и Райаном, существует уже более трех десятилетий. Теория самодетерминации включает два главных компонента. Первый связан с внешней и внутренней мотивацией, второй — с тремя постоянными источниками мотивации, которыми являются:
Внутренняя мотивация — это стремление заниматься каким-то видом деятельности ради удовлетворения, которые приносит нам это занятие: например, исследовать и постигать что-то новое, пытаться превзойти себя, ощущать радость совершения определенного действия. Три самых мощных внутренних источника мотивации — это автономия, компетентность и принадлежность.
1. Автономия. Это психологическая потребность человека чувствовать, что его поведение инициировано и одобрено им самим. Внутренние цели выбираются по собственному усмотрению, потому что их достижение само по себе доставляет удовольствие.
Люди выражают свою потребность в автономии, заявляя, например: «Я хочу сам(а) отвечать за свою жизнь» и «Я хочу сам(а) решать, как мне жить». Они более счастливы и более удовлетворены своей жизнью, когда свои цели они выбирают сами. Исследования подтверждают, что при удовлетворения этой потребности у людей наблюдается более высокая работоспособность и целеустремленность.
2. Компетентность. Мы хотим чувствовать свою компетентность в том, что мы делаем. Ощущение, что мы можем хорошо делать важные для нас дела, составляет важную часть нашей идентичности. Наша способность совершенствоваться и расти вносит большой вклад в наше чувство самоуважения. Когда мы удовлетворяем эту потребность, мы начинаем жить более насыщенной и более полноценной жизнью.
3. Принадлежность. Мы хотим взаимодействовать с другими людьми. Когда потребность в принадлежности реализуется, то происходит удовлетворение нашего желания построения взаимоотношений с людьми и заботы о них. Мы хотим быть частью группы, испытывать чувство привязанности и близости.
Может показаться, что автономия и принадлежность представляют собой полные противоположности. Однако это не так. Автономия означает, что у нас должна быть возможность выбора того, как мы проявляем свою заботу за пределами собственного «Я». Потребность взаимодействовать с другими людьми и проявлять заботу о них настолько глубока, что в случае ее неудовлетворения возникает серьезная угроза здоровому психологическому функционированию человека. Баумейстер и Лири, свидетельствуют, что когда человек действует ради других людей, не думая о собственной выгоде, его чувство уважения к себе получает мощное подкрепление.
«Никто из нас не может быть полноценным человеком находясь в изоляции, — пишет Гарольд Кушнер. — Качества, которые делают нас людьми, появляются только в процессе взаимодействия с другими». Он также пишет: «Один человек — не человек. Мы не можем стать людьми в одиночестве. Жизнь в тени — это не жизнь.
Чарльз Хэнди сказал: «Мне кажется, что самореализация носит условный характер. Мы получаем наибольшее удовольствие от реализации, роста и счастья других людей».Хотя Аристотель, возможно, выразил эту мысль лучше: «Счастье — это награда за добродетель».
Позитивная психология
Мартин Селигман впервые стал известен благодаря теории «выученной беспомощности». Однако настоящее признание ему пришло с основанием направления «позитивной психологии». До Селигмана в течение долгого времени преобладала модель лечения функциональных нарушений и отсутствия ощущения счастья. Сейчас же речь идет не о минимизации депривации, а о максимизации преуспевания или процветания.
Селигман выпустил в 2004 году книгу «Сильные черты и добродетели характера»
(Character Strengths and Virtues), где представил классификацию двадцати четырех положительных черт человека. Он разделил их на шесть групп:
Они спросили: «Возможна ли позитивная жизнь? Какова самая лучшая жизнь, которой мы можем жить? Как ее можно достичь?» Сегодня научное сообщество все больше занимается изучением того хорошего, что есть в человеке, а не того, что в нем плохо. Новая формулировка вопросов привела нас к новым ответам.
Опираясь на результаты исследований, Селигман пришел к выводу, что существует пять основных факторов, способствующих преуспеванию и благополучию:
Селигман утверждает, что характер человека влияет на все пять названных им «факторов благополучия» и усиливает их воздействие. Чем больше мы стремимся к формированию положительных черт характера и ценностей, тем сильнее наша связь с факторами, обуславливающими истинное счастье и благополучие.
Вооружитесь новыми знаниями и навыками, чтобы достойно встретить любые перемены и максимально использовать открывающиеся возможности. Развить свои личностные качества и расширить свои профессиональные возможности вы можете при обучении по нашим курсам.
Автор:
Елeнa Игopeвна Рaccказова, кандидат психологических наук, пcихoтеpaпевт, старший научный сотрудник лаборатории позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ.
Благополучие, самореализация, счастье — все без исключения хотят этого. Неудивительно, что многие великие умы посвятили себя попыткам раскрыть эти тайны. Изучение счастья, успеха, мотивации и психологических потребностей происходило в самых разных формах на протяжении десятилетий. Однако отдельно следует рассказать о трех людях: Эдварде Деси, Ричарде Райане и Мартине Селигмане. Именно их исследования дали нам ту основу, на которой сейчас строится прочное здание науки о счастье.
Теория самодетерминации (самоопределения)
(Self-Determination Theory, SDT)
Эта революционная теория, разработанная Деси и Райаном, существует уже более трех десятилетий. Теория самодетерминации включает два главных компонента. Первый связан с внешней и внутренней мотивацией, второй — с тремя постоянными источниками мотивации, которыми являются:
- автономия (я хочу решать, что делать со своей жизнью);
- компетентность (я хочу уметь хорошо делать что-то ради самого этого дела);
- принадлежность (я хочу сделать что-то значимое, оставить после себя наследие для других людей).
Внутренняя мотивация — это стремление заниматься каким-то видом деятельности ради удовлетворения, которые приносит нам это занятие: например, исследовать и постигать что-то новое, пытаться превзойти себя, ощущать радость совершения определенного действия. Три самых мощных внутренних источника мотивации — это автономия, компетентность и принадлежность.
1. Автономия. Это психологическая потребность человека чувствовать, что его поведение инициировано и одобрено им самим. Внутренние цели выбираются по собственному усмотрению, потому что их достижение само по себе доставляет удовольствие.
Люди выражают свою потребность в автономии, заявляя, например: «Я хочу сам(а) отвечать за свою жизнь» и «Я хочу сам(а) решать, как мне жить». Они более счастливы и более удовлетворены своей жизнью, когда свои цели они выбирают сами. Исследования подтверждают, что при удовлетворения этой потребности у людей наблюдается более высокая работоспособность и целеустремленность.
2. Компетентность. Мы хотим чувствовать свою компетентность в том, что мы делаем. Ощущение, что мы можем хорошо делать важные для нас дела, составляет важную часть нашей идентичности. Наша способность совершенствоваться и расти вносит большой вклад в наше чувство самоуважения. Когда мы удовлетворяем эту потребность, мы начинаем жить более насыщенной и более полноценной жизнью.
3. Принадлежность. Мы хотим взаимодействовать с другими людьми. Когда потребность в принадлежности реализуется, то происходит удовлетворение нашего желания построения взаимоотношений с людьми и заботы о них. Мы хотим быть частью группы, испытывать чувство привязанности и близости.
Может показаться, что автономия и принадлежность представляют собой полные противоположности. Однако это не так. Автономия означает, что у нас должна быть возможность выбора того, как мы проявляем свою заботу за пределами собственного «Я». Потребность взаимодействовать с другими людьми и проявлять заботу о них настолько глубока, что в случае ее неудовлетворения возникает серьезная угроза здоровому психологическому функционированию человека. Баумейстер и Лири, свидетельствуют, что когда человек действует ради других людей, не думая о собственной выгоде, его чувство уважения к себе получает мощное подкрепление.
«Никто из нас не может быть полноценным человеком находясь в изоляции, — пишет Гарольд Кушнер. — Качества, которые делают нас людьми, появляются только в процессе взаимодействия с другими». Он также пишет: «Один человек — не человек. Мы не можем стать людьми в одиночестве. Жизнь в тени — это не жизнь.
Чарльз Хэнди сказал: «Мне кажется, что самореализация носит условный характер. Мы получаем наибольшее удовольствие от реализации, роста и счастья других людей».Хотя Аристотель, возможно, выразил эту мысль лучше: «Счастье — это награда за добродетель».
Позитивная психология
Мартин Селигман впервые стал известен благодаря теории «выученной беспомощности». Однако настоящее признание ему пришло с основанием направления «позитивной психологии». До Селигмана в течение долгого времени преобладала модель лечения функциональных нарушений и отсутствия ощущения счастья. Сейчас же речь идет не о минимизации депривации, а о максимизации преуспевания или процветания.
Селигман выпустил в 2004 году книгу «Сильные черты и добродетели характера»
(Character Strengths and Virtues), где представил классификацию двадцати четырех положительных черт человека. Он разделил их на шесть групп:
- добродетели мудрости и знания;
- добродетели смелости;
- добродетели доброты;
- добродетели справедливости;
- добродетели воздержания;
- добродетели трансценденции.
Они спросили: «Возможна ли позитивная жизнь? Какова самая лучшая жизнь, которой мы можем жить? Как ее можно достичь?» Сегодня научное сообщество все больше занимается изучением того хорошего, что есть в человеке, а не того, что в нем плохо. Новая формулировка вопросов привела нас к новым ответам.
Опираясь на результаты исследований, Селигман пришел к выводу, что существует пять основных факторов, способствующих преуспеванию и благополучию:
- положительные эмоции (самой важной из которых является оптимизм, благодаря которому неудачи воспринимаются как временные);
- вовлеченность;
- позитивные отношения;
- смысл (связывающий жизнь человека с целью, более значительной, чем он сам);
- достижения (мастерство / компетентность).
Селигман утверждает, что характер человека влияет на все пять названных им «факторов благополучия» и усиливает их воздействие. Чем больше мы стремимся к формированию положительных черт характера и ценностей, тем сильнее наша связь с факторами, обуславливающими истинное счастье и благополучие.
Вооружитесь новыми знаниями и навыками, чтобы достойно встретить любые перемены и максимально использовать открывающиеся возможности. Развить свои личностные качества и расширить свои профессиональные возможности вы можете при обучении по нашим курсам.