bart
PRO
- Сообщения
- 5.330
- Лайки
- 1.757
«Медовый» месяц: приметы и традиции августа
Лето потихоньку близится к концу. Ночи становятся длиннее и холоднее, облака набирают ход. Созревают груши и яблоки, облепиха наливается ярким оранжевым цветом. Мы собираем урожай и готовимся к осени. А каким был август у наших предков?
ГУСТОЕД ПРОТИВ СЕКСТИЛИЯ
До крещения Руси август называли по-разному, но обязательно название содержало привязку к календарю. Где-то «зарев» (зори становились холодными), где-то «серпень» (завершалась жатва), где-то — «месяц-припасиха» или «густоед» (стол в это время был особенно богат).
Современное название ничего общего с природой не имеет: это дань человеческому тщеславию. Месяц был назван так в честь римского императора Октавиана Августа: на этот особенно успешный для него период пришлось завоевание Египта. Император выбрал месяц, который прежде назывался «секстилием». Взял пример с Юлия Цезаря, который незадолго до этого переименовал «квинтиллий» в июль.
Но вернемся к нашим, русским мужчинам. «У мужика в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять», — говорили на Руси. А что женщины? И тут была поговорка: «Кому работа, а нашим бабам и в августе праздник». Нет, дел у них меньше не становилось, но радости в жизни определенно прибавлялось — месяц-то какой сытный, урожайный!
БЕРЕГИТЕСЬ ВОДЫ И ПИТОМЦЕВ
До 1917 года Ильин день праздновали 20 июля. Но после календарной реформы праздник сместился, и теперь он приходится на 2 августа. Как и в случае с Иваном Купалой, Ильин день в русской традиции тоже вобрал и языческие верования, и христианские предания.
Есть версия, что приходившийся на этот период Перунов день с принятием христианства стал называться Ильиным. А образ ветхозаветного пророка Илии, жившего примерно за девятьсот лет до рождения Иисуса Христа, приобрел черты грозного языческого божества. И стал Илия на Руси властителем грома, молний и дождя, повелителем урожая и плодородия.
Славяне верили, что Илию боялась даже нечистая сила: в день «грозного святого» она обращалась в разных зверей — кошек, собак, волков, зайцев. Домашние животные в Ильин день попадали в немилость — в дом их не пускали. Всякая работа в этот день останавливалась, дабы не разгневать Илью-пророка и не навлечь на свое хозяйство град, гром и молнии.
Мужчины из соседних сел устраивали в Ильин день «братчину» (также этот обряд известен как «мольба», «жертва»): собирались за общим столом, ели, пили, гуляли и проводили ритуал с жертвенным животным. Им мог стать бык, теленок или ягненок. До Илии его покупали вскладчину, откармливали и, отслужив молебен, резали. А потом ели все вместе, разделяя трапезу с гостями и нищими.
«До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается!» — говорили в народе. Почему после Ильина дня нельзя купаться? Кто-то говорит, что Илья «помочился» в воду, кто-то — что он бросил туда лед или холодный камень. А а в северных районах России считают, что в воду ступил не Илья, а олень или медведь.
Как бы то ни было, Ильин день — календарная граница сезонов. И с давних времен наши предки, умевшие подмечать мельчайшие изменения в природе, знали, что именно в этот период появляются первые признаки осени, меняется поведение зверей и птиц, солнце греет уже не так, а вода становится холодной. На носу осень— «запасиха», предстоит много работы с заготовкой урожая. А с хворыми, простывшими от холодного купания домочадцами хлопот не оберешься. Вот и стали говорить, что Илья «помочился» в воду, чтобы отбить желание туда нырять.
ПОКАТАЕМСЯ ПО ПОЛЮ
В середине августа славянские народы традиционно отмечали «дожинки» — завершение жатвы. Также этот праздник называли «обжинки» или «успение/успенщина». В этот день мужчины и женщины работали в поле в полной тишине, чтобы не беспокоить «полевого» — духа, хозяина поля.
После того, как последний сноп был готов, женщины собирали все серпы, обвязывали их последней соломой и все начинали кататься по жнивью. Да не просто так, а со словами: «Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на пест, на колотило, да на молотило и на криво веретено».
Взрослые вроде люди, но крестьянская жизнь была тяжела — все лето в поле. Работа непростая, но и не сделать нельзя, иначе зима будет голодной. И вот он — последний сноп! Как тут не радоваться? Этот обряд давал и мужчинам, и женщинам облегчение и раскрепощал своим абсурдным весельем. У крестьян был заготовлен сарафан и кокошник, чтобы нарядить последний сноп. Соломенную бабу приносили с песнями на двор, ставили в центр стола с угощениями, и празднование продолжалось.
И работать наши предки умели, и веселиться. Август — возможно, самый важный для русского крестьянина месяц, ведь от собранного урожая зависела жизнь всей семьи до следующего лета. А наряжать соломенную бабу — лучший «тимбилдинг» по случаю выполнения аграрных работ.
ПИТНОЙ МЕД: СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ
В середине августа начинается Успенский пост. Но даже несмотря на это в народе его звали «густоедом». Говорили так: «Успенский пост мужика досыта кормит», «Поститься — не голодая, работать — не уставая», «В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед: дни короче — дольше ночи, ломота в спине — да разносол на столе».
На 14 августа по христианскому календарю приходится медовый Спас (в старом календаре он был 1 августа). Пчеловоды собирали из ульев соты, полные меда, и относили освящать в церковь. Там получали благословение, чтобы употреблять мед в пищу, — и начинались вкусные дни с медовыми пряниками, блинами с медом, пирогами и булочками. А еще делали питной мед — тот самый, который в русских сказках «по усам тек, а в рот так и не попал».
С медовухой питной мед не имел ничего общего: настаивался он долго, годами, и для его изготовления требовался продукт, который по цене был дороже, чем осетровая икра.
Так как карлук имел стоимость в сотни раз большую, чем осетровая икра (пуд икры — 15 рублей, пуд карлука — 370 рублей), то это также удорожало стоимость ставленного меда». Современные же кулинары считают, что питной мед можно изготовить при помощи желатина.
После Медового спаса идет Яблочный — 19 августа. С того дня разрешалось есть яблоки. А следом Ореховый (или Хлебный) — 29 августа. В этот день всегда пекли и освящали хлеб. Спасами праздники названы в честь Иисуса Христа Спасителя (Спаса). Также слово «спас» в этом контексте означает «спасать себя» — есть все традиционные дары последнего месяца лета: мед, яблоки и хлеб.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В АВГУСТЕ
Лето потихоньку близится к концу. Ночи становятся длиннее и холоднее, облака набирают ход. Созревают груши и яблоки, облепиха наливается ярким оранжевым цветом. Мы собираем урожай и готовимся к осени. А каким был август у наших предков?
ГУСТОЕД ПРОТИВ СЕКСТИЛИЯ
До крещения Руси август называли по-разному, но обязательно название содержало привязку к календарю. Где-то «зарев» (зори становились холодными), где-то «серпень» (завершалась жатва), где-то — «месяц-припасиха» или «густоед» (стол в это время был особенно богат).
Современное название ничего общего с природой не имеет: это дань человеческому тщеславию. Месяц был назван так в честь римского императора Октавиана Августа: на этот особенно успешный для него период пришлось завоевание Египта. Император выбрал месяц, который прежде назывался «секстилием». Взял пример с Юлия Цезаря, который незадолго до этого переименовал «квинтиллий» в июль.
Но вернемся к нашим, русским мужчинам. «У мужика в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять», — говорили на Руси. А что женщины? И тут была поговорка: «Кому работа, а нашим бабам и в августе праздник». Нет, дел у них меньше не становилось, но радости в жизни определенно прибавлялось — месяц-то какой сытный, урожайный!
БЕРЕГИТЕСЬ ВОДЫ И ПИТОМЦЕВ
До 1917 года Ильин день праздновали 20 июля. Но после календарной реформы праздник сместился, и теперь он приходится на 2 августа. Как и в случае с Иваном Купалой, Ильин день в русской традиции тоже вобрал и языческие верования, и христианские предания.
Есть версия, что приходившийся на этот период Перунов день с принятием христианства стал называться Ильиным. А образ ветхозаветного пророка Илии, жившего примерно за девятьсот лет до рождения Иисуса Христа, приобрел черты грозного языческого божества. И стал Илия на Руси властителем грома, молний и дождя, повелителем урожая и плодородия.
Славяне верили, что Илию боялась даже нечистая сила: в день «грозного святого» она обращалась в разных зверей — кошек, собак, волков, зайцев. Домашние животные в Ильин день попадали в немилость — в дом их не пускали. Всякая работа в этот день останавливалась, дабы не разгневать Илью-пророка и не навлечь на свое хозяйство град, гром и молнии.
Мужчины из соседних сел устраивали в Ильин день «братчину» (также этот обряд известен как «мольба», «жертва»): собирались за общим столом, ели, пили, гуляли и проводили ритуал с жертвенным животным. Им мог стать бык, теленок или ягненок. До Илии его покупали вскладчину, откармливали и, отслужив молебен, резали. А потом ели все вместе, разделяя трапезу с гостями и нищими.
Начиная с Ильина дня можно было собирать лесные ягоды и употреблять в пищу плоды нового урожая, а также играть на народных духовых инструментах. Считалось, что в период активного созревания плодов игрой можно «задуть зелень», то есть нарушить правильное развитие растений, потому накладывали на игру запрет.Наши предки знали, что именно в этот период появляются первые признаки осени, солнце греет уже не так, а вода становится холодной
«До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается!» — говорили в народе. Почему после Ильина дня нельзя купаться? Кто-то говорит, что Илья «помочился» в воду, кто-то — что он бросил туда лед или холодный камень. А а в северных районах России считают, что в воду ступил не Илья, а олень или медведь.
Как бы то ни было, Ильин день — календарная граница сезонов. И с давних времен наши предки, умевшие подмечать мельчайшие изменения в природе, знали, что именно в этот период появляются первые признаки осени, меняется поведение зверей и птиц, солнце греет уже не так, а вода становится холодной. На носу осень— «запасиха», предстоит много работы с заготовкой урожая. А с хворыми, простывшими от холодного купания домочадцами хлопот не оберешься. Вот и стали говорить, что Илья «помочился» в воду, чтобы отбить желание туда нырять.
ПОКАТАЕМСЯ ПО ПОЛЮ
В середине августа славянские народы традиционно отмечали «дожинки» — завершение жатвы. Также этот праздник называли «обжинки» или «успение/успенщина». В этот день мужчины и женщины работали в поле в полной тишине, чтобы не беспокоить «полевого» — духа, хозяина поля.
После того, как последний сноп был готов, женщины собирали все серпы, обвязывали их последней соломой и все начинали кататься по жнивью. Да не просто так, а со словами: «Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на пест, на колотило, да на молотило и на криво веретено».
Взрослые вроде люди, но крестьянская жизнь была тяжела — все лето в поле. Работа непростая, но и не сделать нельзя, иначе зима будет голодной. И вот он — последний сноп! Как тут не радоваться? Этот обряд давал и мужчинам, и женщинам облегчение и раскрепощал своим абсурдным весельем. У крестьян был заготовлен сарафан и кокошник, чтобы нарядить последний сноп. Соломенную бабу приносили с песнями на двор, ставили в центр стола с угощениями, и празднование продолжалось.
И работать наши предки умели, и веселиться. Август — возможно, самый важный для русского крестьянина месяц, ведь от собранного урожая зависела жизнь всей семьи до следующего лета. А наряжать соломенную бабу — лучший «тимбилдинг» по случаю выполнения аграрных работ.
ПИТНОЙ МЕД: СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ
В середине августа начинается Успенский пост. Но даже несмотря на это в народе его звали «густоедом». Говорили так: «Успенский пост мужика досыта кормит», «Поститься — не голодая, работать — не уставая», «В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед: дни короче — дольше ночи, ломота в спине — да разносол на столе».
На 14 августа по христианскому календарю приходится медовый Спас (в старом календаре он был 1 августа). Пчеловоды собирали из ульев соты, полные меда, и относили освящать в церковь. Там получали благословение, чтобы употреблять мед в пищу, — и начинались вкусные дни с медовыми пряниками, блинами с медом, пирогами и булочками. А еще делали питной мед — тот самый, который в русских сказках «по усам тек, а в рот так и не попал».
С медовухой питной мед не имел ничего общего: настаивался он долго, годами, и для его изготовления требовался продукт, который по цене был дороже, чем осетровая икра.
Вот что пишет об этом исследователь русской кухни Вильям Похлёбкин: «Медостав был связан с еще одним редким и ныне исчезнувшим продуктом — рыбьим клеем (карлуком). Карлук добавляли в готовый мед перед его засмаливанием с целью затормозить, замедлить процесс брожения и «погасить» (оклеить) возникающие в меду продукты распада, нейтрализовать их.Также слово «спас» в этом контексте означает «спасать себя» — есть все традиционные дары последнего месяца лета: мед, яблоки и хлеб
Так как карлук имел стоимость в сотни раз большую, чем осетровая икра (пуд икры — 15 рублей, пуд карлука — 370 рублей), то это также удорожало стоимость ставленного меда». Современные же кулинары считают, что питной мед можно изготовить при помощи желатина.
После Медового спаса идет Яблочный — 19 августа. С того дня разрешалось есть яблоки. А следом Ореховый (или Хлебный) — 29 августа. В этот день всегда пекли и освящали хлеб. Спасами праздники названы в честь Иисуса Христа Спасителя (Спаса). Также слово «спас» в этом контексте означает «спасать себя» — есть все традиционные дары последнего месяца лета: мед, яблоки и хлеб.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В АВГУСТЕ
- Сторожить вихрь. По старому календарю делать это полагается 3 августа. По новому — 16-го. Делали так в старину только «отчаянные» люди. Выходили на перекрестки, в одной руке нож, в другой — петух, и сторожили вихрь. Только появится — нужно было воткнуть нож в самое его нутро, петуха при этом держать за голову. А после, как вихрь пойман, допросить: какая будет зима? Снежная ли? Холодная ли? По преданиям вихрь скажет всю правду.
- Угостить нищих фруктами. Делали это с приходом Яблочного Спаса — с этого дня разрешалось есть фрукты, и люди, освящая их в храме, раздавали плоды прихожанам. Обязательным считалось накормить свежим урожаем бедных и больных. Если кто-то нарушал это правило, он считался недостойным общения человеком. «А не дай-то боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного», — говорили о таком старики.
- Следить за журавлями. В конце августа можно наблюдать за полетом птиц. Летят? Летят. К югу? К югу. Значит, наступят скоро холода. Ну а как им не наступить — лето ведь на исходе. «И так знаем по календарю, что наступят скоро холода», — скажете вы. И пропустите полет птиц. Так что давайте, не глядя на даты, просто понаблюдаем, как красиво они полетят. И тихо проводим лето.