• ВНИМАНИЕ! НОВЫЙ АДРЕС САЙТА

    РКН заблокировал текущий домен

    Актуальный адрес сайта всегда указан здесь - EGROUND-ZERKALO.COM

Чтиво Кто говорит в моей голове: знакомство со своими «Я»

G

Gustav

Команда форума
Администратор
Сообщения
26.406
Лайки
51.216
Кто говорит в моей голове: знакомство со своими «Я»

«Тебе завтра сдавать отчет. Марш за стол!» – «Неохота что-то, еще целый день впереди, лучше я подруге позвоню…» Иногда такие диалоги происходят внутри нашего сознания. И это говорит вовсе не о том, что у нас расщепление личности. А о чем?

Скачать Кто говорит в моей голове: знакомство со своими «Я»


Концепция субличностей была разработана в 1980-х годах, ее авторы — психологи Хэл и Сидра Стоуны1. Их метод называется «Диалог с голосами». Суть в том, чтобы определить разные грани нашей личности, назвать каждую по имени и увидеть в ней отдельного персонажа. Система координат очень меняется, когда мы понимаем, что внутренний мир не сводится к одной-единственной идентичности. Это позволяет нам принять внутренний мир во всем его богатстве.

СЛАГАЕМЫЕ МОЕГО «Я»
«Человек — сложная система, которую трудно охватить пониманием всю сразу, — считает транзактный психоаналитик Никита Ерин. — Поэтому, хотим ли мы понять себя или другого, чтобы облегчить эту задачу, стараемся различить отдельные элементы системы, а затем их соединить в «я — человек, который...».

При таком «элементарном» подходе увеличивается конкретность восприятия. Что полезнее знать: что «человек он так себе» или что «он неплохо справляется с работой, но то, как он ведет себя с другими, не устраивает меня»? Один и тот же человек проявляет себя по-разному в зависимости от обстоятельств, окружения, собственного душевного и физического самочувствия.

Как правило, субличности возникают в качестве защитного психологического механизма. Например, у ранимого ребенка, растущего в авторитарной семье, скорее всего, сложится субличность «Послушный малыш». Она поможет ему избегать гнева родителей и получать любовь и заботу. А противоположная субличность, «Бунтарь», будет подавлена: даже взрослея, он продолжит следовать привычке смирять свои внутренние порывы и демонстрировать уступчивость, даже когда ему было бы полезно вести себя иначе.

Подавление одной из субличностей создает внутреннее напряжение и истощает наши силы. Поэтому так важно вытащить теневые (отвергаемые) субличности на свет, подчеркивает Никита Ерин.

Предположим, у деловой женщины подавлена субличность «Мама». Вывести ее на свет помогут три шага.

1. Анализ и описание поведения. «Если я хочу быть мамой, я попробую думать и действовать как мама».

2. Осмысление. «Что для меня значит быть матерью? Как это, ею быть?»

3. Дифференциация. «Сколько разных ролей я исполняю?»

Если субличность загнана глубоко в бессознательное, повышается риск, что в случае кризиса она выйдет на передний план и причинит серьезные разрушения в нашей жизни. Но если мы примем все свои субличности, даже теневые, риск снизится.

МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Разные части нашей личности не всегда живут в согласии. Часто случается внутренний конфликт между нашим Родителем и Ребенком: это два из трех основных состояний «Я», которые описал психоаналитик Эрик Берн (см. в рамке на следующей странице).

«Предположим, кто-то из состояния Ребенок хочет быть танцором, а из состояния Родитель он же убежден в том, что лучшая профессия на свете — врач, — рассказывает психолог Анна Беляева. — И вот он работает врачом и не чувствует себя реализованным. В этом случае психологическая работа с ним направляется на урегулирование этого конфликта и усиление состояния Взрослый, которое включает способность к беспристрастному анализу и принятию решений. В результате происходит расширение сознания: клиент начинает видеть возможности, как заниматься любимым делом. И варианты могут быть разными».

Один запишется на уроки вальса в свободное время, другой найдет возможность зарабатывать танцами и сменит профессию. А третий поймет, что эта мечта детства уже потеряла актуальность.

В психотерапевтической работе клиент учится самостоятельно понимать своего внутреннего Ребенка, успокаивать его, поддерживать, давать ему разрешения. Быть себе Заботливым Родителем и «убавлять громкость» Критикующего Родителя. Активизировать своего Взрослого, брать на себя ответственность за себя и свою жизнь.

Субличности можно понимать не только как состояния нашего «Я», но и как социальные роли. И они тоже могут вступать в противоречие! Так, роль жены-домохозяйки часто конфликтует с ролью успешного профессионала. А выбрать лишь одну из них иногда означает не чувствовать себя полноценно реализованной личностью. Или одна из субличностей может негативно оценить решение, принятое другой, как это случилось с 30-летней Антониной.

«Я отказалась от повышения, потому что пришлось бы больше времени проводить на работе, а я хочу видеть, как растут наши дети, — рассказывает она. — Но скоро меня посетила мысль, что я гублю свой талант, и я испытывала раскаяние, хотя и не собиралась ничего менять. Потом я поняла, что эти мысли напоминают мамин голос: «Нельзя женщине приносить себя в жертву семье!» Странно, что в реальности моя мама вовсе не осуждала меня. Я поговорила с ней, а потом и моя «внутренняя мама» оставила меня в покое».

КТО ЕСТЬ КТО
Каждая история уникальна, и за ощущением неудовлетворенности скрываются разные конфликты. «Исследование различных состояний «Я» или субличностей помогает клиенту в дальнейшем самостоятельно находить и разрешать свои внутренние противоречия», — уверена Анна Беляева.

Определить, какие субличности у нас есть, поможет список черт характера, как положительных, так и отрицательных. Например: Добряк, Трудоголик, Зануда, Активист… Спросите у каждой из этих субличностей: как давно ты обитаешь в моем сознании? В каких ситуациях проявляешься чаще всего? В чем твое положительное намерение (что хорошего ты делаешь для меня)?

Постарайтесь понять, какая энергия высвобождается при действии этой субличности, обратите внимание на ощущения в теле. Возможно, некоторые субличности развиты чрезмерно? Устраивает ли вас это? Эти субличности — ядро вашего характера.

Перейдем к их антагонистам. Выпишите противоположные качества, которые могли бы у вас быть. Например, у субличности Добряк противоположностью может быть Злюка или Эгоист. Вспомните, проявлялись ли субличности-антагонисты в каких-либо ситуациях? Как это было? Было бы полезно, если бы они проявлялись чаще?

Это ваши отвергнутые субличности. Задайте им те же вопросы, что и раньше. Вы наверняка откроете в себе неожиданные желания, а также новые способности.

НЕВИДИМКИ
Третья категория — скрытые субличности, о существовании которых мы не догадываемся. Чтобы их обнаружить, запишите имя вашего кумира — реального человека или известной личности. Перечислите качества, которыми вы восхищаетесь. Сначала в третьем лице: «Он хорошо выражает мысли». Затем повторите это от первого лица: «Я хорошо выражаю мысли». Таланты, которыми мы восхищаемся в других, есть и у нас, просто проявлены они слабее. Возможно, стоит их развивать?

Затем запишите имя человека, который вас раздражает, перечислите его черты, которые вызывают у вас особый негатив. Это — ваши скрытые недостатки. Вы ненавидите лицемерие? Проанализируйте ситуации, в которых вам приходилось лицемерить, хотя бы немного. Чем это было обусловлено? И помните: никто не идеален.

Снаружи не видно, как взаимодействуют наши субличности. Но отношения между ними влияют на самооценку и самочувствие, профессиональную реализацию и доход, дружбу и любовь... Лучше узнавая их и помогая им найти общий язык, мы учимся жить в ладу с собой.

РЕБЕНОК, ВЗРОСЛЫЙ, РОДИТЕЛЬ
Американский психоаналитик Эрик Берн, заложивший основы транзактного анализа, выделял три основные субличности, которые есть у каждого из нас:
  • Ребенок — состояние, которое позволяет нам адаптироваться к правилам, дурачиться, танцевать, свободно выражать себя, но также хранит в себе детские психотравмы, деструктивные решения относительно себя, других и жизни;
  • Родитель — это состояние позволяет нам заботиться о себе и других, контролировать собственное поведение, следовать установленным правилам. Из этого же состояния мы критикуем сами себя и других и осуществляем чрезмерный контроль за всем на свете;
  • Взрослый — состояние, позволяющее реагировать из «здесь и сейчас»; оно учитывает реакции и особенности Ребенка и Родителя, текущую ситуацию, собственный опыт и принимает решение о том, как действовать в конкретной ситуации.
Подробнее в книге: Эрик Берн «Игры, в которые играют люди» (Эксмо, 2017).

1 Х. Стоун, С. Уинкельман «Принимая собственные «Я»» (Эксмо, 2003).
 
Сверху Снизу