• ВНИМАНИЕ! НОВЫЙ АДРЕС САЙТА

    РКН заблокировал текущий домен

    Актуальный адрес сайта всегда указан здесь - EGROUND-ZERKALO.COM

Чтиво Как запомнить важную информацию

G

Gustav

Команда форума
Администратор
Сообщения
26.406
Лайки
51.216
Как запомнить важную информацию

Скачать Как запомнить важную информацию


Чтобы запомнить необходимую информацию, усилий воли и даже знания мнемонических правил бывает недостаточно — нужно понимать механизмы, по которым работает память. Эти механизмы, например, хорошо знают разведчики, для которых жизненно необходимо хранить в уме огромное количество данных.Публикуем отрывок из книги Дениса Букина «Развитие памяти по методикам спецслужб» о том, как мы запоминаем и забываем разные вещи, как сделать так, чтобы информация хорошо отложилась в памяти или, наоборот, помешать кому-то ее усвоить.

Запоминание в несколько подходов
В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания, показывающую, как долго хранится в памяти запомненная однажды информация. Эббингауз предлагал испытуемым запоминать бессмысленные трехбуквенные слоги. При механическом запоминании, то есть когда человек не понимает смысла материала и не применяет мнемотехник, через час в памяти остается лишь 44% информации, а через неделю — менее 25%. К счастью, при осознанном запоминании информация забывается гораздо медленнее.

Основная часть информации забывается в первые часы после заучивания. Что с этим делать? Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается. Чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Из экспериментов по определению скорости забывания можно сделать практические выводы. Один из них состоит в том, что практика заучивать что-либо за один раз неэффективна. Запоминать объемную информацию лучше в несколько подходов, выделив время на повторение.

Если на заучивание отводится один день, оптимальным режимом повторений будет следующий:

первое — через 15–20 минут после заучивания;
второе — через 6–8 часов;
третье — через 24 часа.

Повторять информацию лучше активно: не прочитывать или прослушивать во второй раз, а пытаться извлечь из памяти и подглядывать в источник. Если вам посчастливилось выделить для запоминания информации больше времени, повторяйте ее следующим образом:

первый раз — в день заучивания;
второй — на четвертый день;
третий — на седьмой день.

Если объем информации велик, повторять ее лучше с разной степенью подробности. В первый раз — в полном объеме, во второй — ключевые моменты, в третий — весь объем информации в другой группировке или в другом порядке. Чем основательнее вы ее переработаете, тем крепче запомните.

Трехкратное повторение — необходимый минимум. Когда разведчик-нелегал заучивает легенду, он повторяет ее сотни раз и впоследствии регулярно возвращается к ней, освежая в памяти. Ведь от этого зависит его жизнь.

Эффект края
Эта закономерность памяти занимает в разведывательном деле особое место. Чтобы проверить ее, проведите небольшой эксперимент. Быстро, без подготовки, прочтите:
фейерверк; функция; апельсин; доктор; автомобиль; журнал; часы; редакция; диван; небоскреб; панно; метеорит.

Закройте список и попробуйте вспомнить слова из него. Проверьте себя. Скорее всего, в число запомнившихся вам слов попадут «фейерверк» и «метеорит». Слова из середины списка будут припоминаться труднее и с ошибками. Итак, лучше всего запоминается начало и конец. Эффект края работает не только на списках. Когда вы пытаетесь вспомнить события прошедшего дня, яснее всего видятся утро и вечер. На экзамене студенты мечтают вытянуть первый билет. При заучивании легенды труднее всего дается ее хронологическая середина.

Как уже говорилось, эффект края активно используется в разведке. С его помощью вы можете замаскировать свой интерес к какой-либо теме. Для этого не заговаривайте о том, что вас действительно интересует, в начале и конце разговора. Начните с отвлеченной темы. В середине сообщите или спросите то, что вам нужно. В завершение беседы поговорите о чем-то еще.

Эффект края срабатывает не всегда. Если вы затронете крайне болезненную для человека тему, он запомнит это в любом случае, даже если вы поднимете ее в середине беседы. Что же, в том и состоит искусство разведчика, чтобы знать больные места людей и обходить их. Задайте вопрос иначе. Например, создайте впечатление недалекого, нетактичного человека, упомянувшего неудобную тему по незнанию или недомыслию. В этом случае собеседник запомнит вашу неуклюжую бестактность, которая оттеснит на задний план суть заданного вами вопроса.
Интерференция

Суть интерференции состоит в том, что похожие воспоминания смешиваются. Два сходных воспоминания словно влияют друг на друга, и чем больше они похожи, тем сложнее достоверно их припомнить. При этом не только новая информация затрудняет припоминание старой, но и, наоборот, часто старая мешает воспроизведению новой.

Например, вы в течение нескольких лет пользуетесь банковской картой и отлично помните ее пин-код. По истечении срока действия карты банк перевыпускает ее. Поначалу при каждом обращении к банкомату в вашей памяти автоматически будет всплывать старый пин-код, и потребуется сознательное усилие, чтобы припомнить новый. Но через некоторое время привычка изменится: новый пин-код будет припоминаться автоматически, а старый — с усилием. Сходные воспоминания, связанные с одной и той же ситуацией, мешают друг другу.

Чтобы уменьшить негативное влияние интерференции, можно разнести запоминание схожей информации во времени. Например, при подготовке к экзамену старайтесь заучивать материал в таком порядке, чтобы друг за другом следовали как можно более непохожие вопросы. Если вам нужно прочесть большое число документов, пусть каждый следующий по возможности отличается от предыдущего. Это правило справедливо во многих случаях: смена деятельности сберегает силы. Если в течение дня вам нужно отредактировать документ, написать рецензию и нарисовать схему, то работы с текстом, редактирование и рецензирование лучше отделить друг от друга рисованием.

Наоборот, если вы хотите, чтобы ваш собеседник что-то забыл, перегрузите его большим количеством информации на схожую тему. Спросите его мнение, подробно обсудите детали, пусть он проникнется сказанным. В результате такого трюка в памяти собеседника возникнет путаница, и благодаря интерференции он не сможет ясно припомнить то, что ему, по вашему мнению, следует забыть. Как минимум ваш собеседник начнет путаться и потеряет уверенность.

Когда в беседе с вами кто-то силится что-то вспомнить, а вы хотите этому помешать, начните… подсказывать. Неверные, но близкие к истине подсказки будут мешать припоминанию — создадут все ту же интерференцию. Этим приемом пользуются адвокаты, запутывая свидетелей во время судебных заседаний.

В повседневной жизни вы можете наблюдать подобное явление, когда друзья или близкие пытаются помочь вам вспомнить что-либо, но своими подсказками только затрудняют дело.
 
1hjpjfy

1hjpjfy

Unlimited
Сообщения
547
Лайки
1.081
Из того, что работает у меня и не требует тренировок (требует: ЧБК, Дворец памяти).
1. Запоминать не "линейно" предложение целиком, а образ факта. Желательно утрированный, смешной, яркий. Например, чтобы запомнить, что Плутон перестали считать планетой можно представить, как все планеты собираются в кружок и говорят Плутону: "Ты Плут, а нам хитрожопые планеты не нужны, иди отсюда!". И выгоняют его из тусовки.
2. Взаимосвязи чего угодно. Мозг крайне плохо запоминает отдельную информацию, без контекста и привязки к чему-то знакомому. Например, в философии есть "атрибутивный" подход к информации. Просто так не запомнишь, слово не является простым объектом (уткой, деревом), которое можно просто представить. Помогло осознать, что у объектов при моделировании баз данных есть атрибуты и вот типа у этого подхода тоже есть, они как бы "дружат". По ассоциациям прекрасно запоминается что угодно. Важно также запоминать связи внутри категории.
3. Задать себе вопрос, нахрена мне это надо знать и как этим можно пользоваться. Представить ситуацию, в которой этим знанием можно реально воспользоваться. Все неприменимое мозг понимает плохо.
4. При возможности рассказывать кому-нибудь выученное, обсудить.

При кривую забывания выше сказали.

Важно вспоминать не из оперативной памяти, тогда результат будет плохой. Вспоминать без подсказок. Первые несколько раз вспоминать (активное воспроизведение) тупо факты, без художественной формулировки и правильного построения предложения.
Допустим, фраза:
"Пантеры (Panthera) — род крупных животных в семействе кошачьих, состоит из четырех ныне живущих общеизвестных видов: тигр (лат. Panthera tigris), лев (лат. Panthera leo), леопард (лат. Panthera pardus) и ягуар (лат. Panthera onca), а также ряда ископаемых таксонов. Морфологические и генетические изучения предполагают, что тигр первым видом рода отклонился от главной линии. Снежный барс ранее размещался в основе рода пантер, но последние молекулярные исследования предлагают его размещение в пределах рода. Поэтому множество систем классификации относят снежного барса к роду пантер, однако отсутствует единое мнение относительно такового размещения (под названием Panthera uncia) или сохранение его собственного рода Uncia."

Ее мозг не захочет запоминать, он не любит "линейные цепочки информации". Запоминаем так: Пантеры - это род. Картинка розовой пантеры из мультика с родословной (род, а не вид). У нее есть 4 чувака внутри рода. Тигр, лев, леопард и ягуар. А еще какие-то таксоны, пусть это будут ископаемые такси, с шашечками на крыше, потом разберемся, что это такое. Тигр начал первым съябывать в отдельный вид, у него медаль на груди "№1". Барса не знают куда отнести, то ли к пантерам, то ли отдельно. Поэтому у нас он растерянно стоит в стороне и ждет, не знает - дружить ему с четверкой или нет.
Факты: Розовая пантера с родословной, 4 чувака (4 стрелки), тигр (№1) лев леопард и ягуар стоят в обнимку, кто-то выкопал много древних такси, барс в сторонке.

Как только при повторном самостоятельном вспоминании эти факты легко всплыли в памяти, можно уже запоминать его в более цивилизованной формулировке "состоит из... бла-бла..."

Можно использовать флеш-карты или Анки, чтобы не повторять уже запомненное, не тратить время и ресурс внимания.

При больших объемах информации нужно выделить определения и законы, построить графы и учить сначала простую схему и опорные точки, ждать, когда нейронные связи сформируются. Потом повторно учить уже более мелкие детали.

Книга Букина скачивается с рутрекера.
 
Последнее редактирование:
Сверху Снизу