G
Gustav
Команда форума
Администратор
- Сообщения
- 26.406
- Лайки
- 51.215
Как сформировать у ребенка правильные финансовые привычки
В каком возрасте ребенка можно знакомить с деньгами? В какой форме это лучше делать? Как поступить, если отпрыск сам хочет заработать, но при этом слишком мал? Можно ли давать деньги за хорошие отметки и чем оплата отличается от награды? С этими и другими вопросами помогает разобраться психодраматерапевт, детский аналитический психолог Лариса Могунова.
Мир денег и всего, что с ними связано, привлекает детей еще в дошкольном возрасте: они играют в магазин или кафе, разыгрывают семейные сценки, обмениваются своими богатствами — наклейками, фигурками... Поскольку финансовые вопросы — значимая часть жизни, то знакомство с ними происходит непроизвольно.
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ В СЕМЬЕ
Дети чувствуют, как к деньгам относятся в семье. Например, мама и папа планируют бюджет, распределяют расходы, расставляют приоритеты — все это формирует отношение к деньгам как к ресурсу, истощаемому, но восполняемому.
Бывает и по-другому. Родители скандалят по поводу денег, а значит, финансы становятся территорией борьбы за власть или за любовь. Ребенок считывает это отношение неосознанно, и у него возникает чувство, что деньги представляют собой нечто ценное. То, что может служить источником беспокойства, а иногда и страха за будущее.
Если же родитель упрекает отпрыска, что тот обходится ему слишком дорого, ребенок может испытывать чувство вины. И тогда деньги превращаются в нечто плохое, то, о чем тягостно думать. На восприятие денег может влиять отношение в семье не только к финансам, но к любым ресурсам — вниманию, любви, времени, помощи.
Получая все это от родителей в достаточном объеме, ребенок и дальше будет ощущать богатство и полноту мира. Если его чувства и идеи важны для близких, то у него возникает осознание собственной ценности, способности к творчеству и работе, а значит, и к получению достойной оплаты в будущем.
КАК УЧИТЬ ОБРАЩАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ
Знакомство с деньгами и само понимание обмена товаров и услуг на деньги возможно только тогда, когда созреет мышление ребенка. Когда сформируются функции соотнесения (количество денег и количество товара) и начальное абстрагирование (деньги как эквивалент чего-либо), а также навыки счета. Обычно это происходит в начальной школе, но все зависит от конкретного ребенка.
Есть довольно простые способы обучения тому, как обращаться с деньгами. Например, ребенка начинают отправлять в магазин с поручением что-либо купить. Или позволяют распоряжаться своими карманными деньгами в школе и на прогулке. Таким образом дети непринужденно обучаются процессам оплаты, получения сдачи, распределения своих запасов.
Если потребуется, родитель может выступать как наставник, учитель или просто старший товарищ, готовый поделиться своим опытом. Опыт самих детей может быть при этом весьма разнообразным. Вот ребенок потратил все сразу. Или наоборот: копил-копил и приобрел что-то, что давно хотел.
Помимо полезного опыта эти ситуации порождают и эмоциональный отклик. Ребенок сталкивается с последствиями своего выбора и формирует собственные стратегии, которые могут отличаться от родительских. В такие моменты я бы порекомендовала родителям дать попробовать своему чаду прожить разные варианты, а не жестко навязывать свой взгляд на вещи. Здесь лучше подойдет позиция коуча или тренера.
Помимо этого существуют специальные игры типа «Монополии», где дети знакомятся с разными функциями денег и тренируют свои навыки, например, в сфере инвестиций или банковского дела.
Если ребенок хочет заработать сам, но при этом слишком для этого мал, то за что родители могли бы ему платить? Этот вопрос в каждой семье решается по-своему. Все семьи разные: где-то считается вполне естественным, если ребенку за что-то платят, а где-то нет.
Если ребенок мал, то это больше похоже на игру, особую договоренность. Здорово, если родитель может доверить ребенку какую-нибудь простую функцию в своей работе: например, разложить листочки в файлы, обрезать ниточки, убрать карандаши в коробки, протереть пыль или помочь в саду.
Другой вариант — дополнительное дело, которое не входит в ежедневные или привычные обязанности ребенка. Например, одному моему знакомому мальчику десяти лет поручили уборку бабушкиной квартиры. Мама стояла перед выбором: нанять помощницу или доверить работу сыну. В итоге ребенок согласился и тем самым смог заработать.
Конечно, не всем подходит такая схема. Кому-то важно, чтобы в семье ребенок научился взаимопомощи и познакомился с такими понятиями, как ответственность и чувство долга.
ЗА ЧТО ПЛАТИТЬ ДЕТЯМ
Столкнувшись с желанием маленького ребенка заработать, родители могут, например, поиграть с ним в работу или сходить в «Кидзанию», «Кидбург» и другие города профессий, где дети получают опыт работы и зарабатывания денег.
Некоторые родители делают денежные подарки или пополняют копилку ребенка, потому что у них есть возможность и настроение. Но это скорее похоже на желание поощрить или на бескорыстный вклад.
Маленькие дети не могут зарабатывать сами, — это данность современного общества. Сталкиваясь с ограничениями, ребенок понимает, что не равен взрослому. Зато когда он устраивается на работу (например, уже в подростковом возрасте), то получает привилегии взрослости, которые так важны для тинэйджеров.
Что касается оплаты за отметки, то, на мой взгляд, это неоднозначная практика. Она меняет смысл оценки, сбивает внутреннюю мотивацию к учебе на внешнюю — получение платы. В некотором смысле оценка — и есть мотивационный фактор, ведь она свидетельствует об уровне проделанной работы.
Чаще всего я сталкиваюсь с ситуацией, когда ребенок теряет мотивацию из-за проблем с учителем, например, и ему платят, чтобы снова появился стимул заниматься. Или у него проблемы со сверстниками. В таких случаях родители, не зная, что еще предпринять, стимулируют ребенка деньгами.
Чтобы не усугублять ситуацию, лучше вместе разобраться, в чем причина проблем, и работать с ней, а не платить за то, что ребенок будет проблему замалчивать. Иногда родители в качестве поощрения за хорошую четверть или за год исполняют давнюю мечту или желание детей, но это уже «вишенка на торте» — особый знак гордости, признания и родительской радости. Почему нет?
В этом и заключается разница между поощрением и оплатой. Родитель показывает свои позитивные чувства, а деньги служат дополнением, а не центром ситуации. Но если это система регулярных выплат, то она эмоционально опустошает и родителей, и ребенка.
Об эксперте
Лариса Могунова — психодраматерапевт, детский аналитический психолог.
В каком возрасте ребенка можно знакомить с деньгами? В какой форме это лучше делать? Как поступить, если отпрыск сам хочет заработать, но при этом слишком мал? Можно ли давать деньги за хорошие отметки и чем оплата отличается от награды? С этими и другими вопросами помогает разобраться психодраматерапевт, детский аналитический психолог Лариса Могунова.
Мир денег и всего, что с ними связано, привлекает детей еще в дошкольном возрасте: они играют в магазин или кафе, разыгрывают семейные сценки, обмениваются своими богатствами — наклейками, фигурками... Поскольку финансовые вопросы — значимая часть жизни, то знакомство с ними происходит непроизвольно.
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ В СЕМЬЕ
Дети чувствуют, как к деньгам относятся в семье. Например, мама и папа планируют бюджет, распределяют расходы, расставляют приоритеты — все это формирует отношение к деньгам как к ресурсу, истощаемому, но восполняемому.
Бывает и по-другому. Родители скандалят по поводу денег, а значит, финансы становятся территорией борьбы за власть или за любовь. Ребенок считывает это отношение неосознанно, и у него возникает чувство, что деньги представляют собой нечто ценное. То, что может служить источником беспокойства, а иногда и страха за будущее.
Если же родитель упрекает отпрыска, что тот обходится ему слишком дорого, ребенок может испытывать чувство вины. И тогда деньги превращаются в нечто плохое, то, о чем тягостно думать. На восприятие денег может влиять отношение в семье не только к финансам, но к любым ресурсам — вниманию, любви, времени, помощи.
Получая все это от родителей в достаточном объеме, ребенок и дальше будет ощущать богатство и полноту мира. Если его чувства и идеи важны для близких, то у него возникает осознание собственной ценности, способности к творчеству и работе, а значит, и к получению достойной оплаты в будущем.
КАК УЧИТЬ ОБРАЩАТЬСЯ С ДЕНЬГАМИ
Знакомство с деньгами и само понимание обмена товаров и услуг на деньги возможно только тогда, когда созреет мышление ребенка. Когда сформируются функции соотнесения (количество денег и количество товара) и начальное абстрагирование (деньги как эквивалент чего-либо), а также навыки счета. Обычно это происходит в начальной школе, но все зависит от конкретного ребенка.
Есть довольно простые способы обучения тому, как обращаться с деньгами. Например, ребенка начинают отправлять в магазин с поручением что-либо купить. Или позволяют распоряжаться своими карманными деньгами в школе и на прогулке. Таким образом дети непринужденно обучаются процессам оплаты, получения сдачи, распределения своих запасов.
Если потребуется, родитель может выступать как наставник, учитель или просто старший товарищ, готовый поделиться своим опытом. Опыт самих детей может быть при этом весьма разнообразным. Вот ребенок потратил все сразу. Или наоборот: копил-копил и приобрел что-то, что давно хотел.
Помимо полезного опыта эти ситуации порождают и эмоциональный отклик. Ребенок сталкивается с последствиями своего выбора и формирует собственные стратегии, которые могут отличаться от родительских. В такие моменты я бы порекомендовала родителям дать попробовать своему чаду прожить разные варианты, а не жестко навязывать свой взгляд на вещи. Здесь лучше подойдет позиция коуча или тренера.
Помимо этого существуют специальные игры типа «Монополии», где дети знакомятся с разными функциями денег и тренируют свои навыки, например, в сфере инвестиций или банковского дела.
Если ребенок хочет заработать сам, но при этом слишком для этого мал, то за что родители могли бы ему платить? Этот вопрос в каждой семье решается по-своему. Все семьи разные: где-то считается вполне естественным, если ребенку за что-то платят, а где-то нет.
С подростками в этом смысле проще, чем с малышами: у них уже есть определенные навыки и умения, за которые можно заплатить. Кто-то делает переводы, кто-то занимается репетиторством, кто-то программирует, кто-то столярничает, кто-то способен выполнять более простые функции — курьера или распространителя рекламы.Родитель показывает свои позитивные чувства, а деньги служат дополнением, а не центром ситуации
Если ребенок мал, то это больше похоже на игру, особую договоренность. Здорово, если родитель может доверить ребенку какую-нибудь простую функцию в своей работе: например, разложить листочки в файлы, обрезать ниточки, убрать карандаши в коробки, протереть пыль или помочь в саду.
Другой вариант — дополнительное дело, которое не входит в ежедневные или привычные обязанности ребенка. Например, одному моему знакомому мальчику десяти лет поручили уборку бабушкиной квартиры. Мама стояла перед выбором: нанять помощницу или доверить работу сыну. В итоге ребенок согласился и тем самым смог заработать.
Конечно, не всем подходит такая схема. Кому-то важно, чтобы в семье ребенок научился взаимопомощи и познакомился с такими понятиями, как ответственность и чувство долга.
ЗА ЧТО ПЛАТИТЬ ДЕТЯМ
Столкнувшись с желанием маленького ребенка заработать, родители могут, например, поиграть с ним в работу или сходить в «Кидзанию», «Кидбург» и другие города профессий, где дети получают опыт работы и зарабатывания денег.
Некоторые родители делают денежные подарки или пополняют копилку ребенка, потому что у них есть возможность и настроение. Но это скорее похоже на желание поощрить или на бескорыстный вклад.
Маленькие дети не могут зарабатывать сами, — это данность современного общества. Сталкиваясь с ограничениями, ребенок понимает, что не равен взрослому. Зато когда он устраивается на работу (например, уже в подростковом возрасте), то получает привилегии взрослости, которые так важны для тинэйджеров.
Что касается оплаты за отметки, то, на мой взгляд, это неоднозначная практика. Она меняет смысл оценки, сбивает внутреннюю мотивацию к учебе на внешнюю — получение платы. В некотором смысле оценка — и есть мотивационный фактор, ведь она свидетельствует об уровне проделанной работы.
Чаще всего я сталкиваюсь с ситуацией, когда ребенок теряет мотивацию из-за проблем с учителем, например, и ему платят, чтобы снова появился стимул заниматься. Или у него проблемы со сверстниками. В таких случаях родители, не зная, что еще предпринять, стимулируют ребенка деньгами.
Чтобы не усугублять ситуацию, лучше вместе разобраться, в чем причина проблем, и работать с ней, а не платить за то, что ребенок будет проблему замалчивать. Иногда родители в качестве поощрения за хорошую четверть или за год исполняют давнюю мечту или желание детей, но это уже «вишенка на торте» — особый знак гордости, признания и родительской радости. Почему нет?
В этом и заключается разница между поощрением и оплатой. Родитель показывает свои позитивные чувства, а деньги служат дополнением, а не центром ситуации. Но если это система регулярных выплат, то она эмоционально опустошает и родителей, и ребенка.
Об эксперте
Лариса Могунова — психодраматерапевт, детский аналитический психолог.