wowpro
Unlimited
- Сообщения
- 14.438
- Лайки
- 9.504
Как понимать и поддерживать, а не командовать и наставлять
В наше время стали популярными эксперты, которые учат, как жить, куда идти, в чем найти счастье. Но такие подходы подменяют настоящее сочувствие, эмпатию, мешают понять — а где же мой путь, что на самом деле мое. Между тем настоящее искусство в том, чтобы услышать, а затем помочь человеку разобраться и раскрыть потенциал к саморазвитию. Об этом — психолог Елена Пиотровская.
Роскошь человеческого общения — одна из великих ценностей. Не хочется думать о том, какой скудной была бы моя жизнь, не имей я возможности общаться с понимающими и принимающими меня людьми.
Помню, как ошеломила меня своим отношением ведущая литературного объединения, куда я пришла, будучи студенткой. Сначала она внимательно слушала выступающего, потом неторопливо говорила: «Ты так думаешь...», и потом, через паузу, делилась своими соображениями. Она умела давать пространство для того, чтобы и я, и все остальные выразили себя, словно вытягивая нить наших монологов из клубка мыслей, ощущений, рассуждений.
Это резко контрастировало с манерой поведения окружавших меня тогда взрослых людей «при исполнении». Почему-то они всегда знали, когда, чему, как мне следует учиться, да и вообще жить. Это раздражало.
Задача психолога — создать условия для восстановления естественных способностей человека
А вот отношение, проникнутое уважением, неизменное желание понять и искреннее представление собственных соображений стимулировало писать, делиться тем, что получилось, и в свою очередь внимательно выслушивать отклик. И не только слушать, но и быть открытой, то есть оставлять возможность этому отклику повлиять на меня. Так что силу эмпатического понимания я испытала на себе уже в то время, когда еще не могла назвать происходящее этими словами.
Работая психологом, я, как и большинство специалистов, обучалась многим направлениям, но самым органичным для меня оказался человекоцентрированный подход. Именно он дает возможность отказаться от роли эксперта по жизни другого человека. Играет ли на полу моего кабинета ребенок, говорит ли о наболевшем подросток или взрослый, я делаю все возможное, чтобы мой клиент выражал себя с максимальной полнотой. И не только ради того, чтобы установить контакт.
Карл Роджерс, основатель подхода, утверждал, что каждый обладает врожденным стремлением к самоактуализации — к использованию всех своих возможностей. Всякого рода психологические проблемы начинаются, когда в процессе социализации возникают помехи для естественного развития. Поэтому задача психолога — создать условия для восстановления естественных способностей человека.
Живая жизнь — текучая, изменяющаяся, не сводится к раз и навсегда принятым определениям
Наши дни, в числе прочего, отличаются огромным количеством людей, обучающих других искусству жить. Неудивительно — ведь так много желающих получить от кого-нибудь умного четкие указания о выборе пути, о том, как надо думать, чувствовать и действовать. Твердая уверенность в потенциале роста, присущем каждому, спокойное следование за логикой его развития и отсутствие желания руководить, конечно, контрастируют с популярными технологиями достижения успеха.
Что тут сказать. «Каждый выбирает по себе». Совершенствование способности к пониманию и принятию — это дорога длиною в жизнь, непредсказуемая и удивительная. Потому что живая жизнь — текучая, изменяющаяся, не сводится к раз и навсегда принятым определениям.
Об эксперте Елена Пиотровская — психолог, президент Ассоциации специалистов по игровой психотерапии, работает с детьми, подростками, взрослыми.
В наше время стали популярными эксперты, которые учат, как жить, куда идти, в чем найти счастье. Но такие подходы подменяют настоящее сочувствие, эмпатию, мешают понять — а где же мой путь, что на самом деле мое. Между тем настоящее искусство в том, чтобы услышать, а затем помочь человеку разобраться и раскрыть потенциал к саморазвитию. Об этом — психолог Елена Пиотровская.
Роскошь человеческого общения — одна из великих ценностей. Не хочется думать о том, какой скудной была бы моя жизнь, не имей я возможности общаться с понимающими и принимающими меня людьми.
Помню, как ошеломила меня своим отношением ведущая литературного объединения, куда я пришла, будучи студенткой. Сначала она внимательно слушала выступающего, потом неторопливо говорила: «Ты так думаешь...», и потом, через паузу, делилась своими соображениями. Она умела давать пространство для того, чтобы и я, и все остальные выразили себя, словно вытягивая нить наших монологов из клубка мыслей, ощущений, рассуждений.
Это резко контрастировало с манерой поведения окружавших меня тогда взрослых людей «при исполнении». Почему-то они всегда знали, когда, чему, как мне следует учиться, да и вообще жить. Это раздражало.
Задача психолога — создать условия для восстановления естественных способностей человека
А вот отношение, проникнутое уважением, неизменное желание понять и искреннее представление собственных соображений стимулировало писать, делиться тем, что получилось, и в свою очередь внимательно выслушивать отклик. И не только слушать, но и быть открытой, то есть оставлять возможность этому отклику повлиять на меня. Так что силу эмпатического понимания я испытала на себе уже в то время, когда еще не могла назвать происходящее этими словами.
Работая психологом, я, как и большинство специалистов, обучалась многим направлениям, но самым органичным для меня оказался человекоцентрированный подход. Именно он дает возможность отказаться от роли эксперта по жизни другого человека. Играет ли на полу моего кабинета ребенок, говорит ли о наболевшем подросток или взрослый, я делаю все возможное, чтобы мой клиент выражал себя с максимальной полнотой. И не только ради того, чтобы установить контакт.
Карл Роджерс, основатель подхода, утверждал, что каждый обладает врожденным стремлением к самоактуализации — к использованию всех своих возможностей. Всякого рода психологические проблемы начинаются, когда в процессе социализации возникают помехи для естественного развития. Поэтому задача психолога — создать условия для восстановления естественных способностей человека.
Живая жизнь — текучая, изменяющаяся, не сводится к раз и навсегда принятым определениям
Наши дни, в числе прочего, отличаются огромным количеством людей, обучающих других искусству жить. Неудивительно — ведь так много желающих получить от кого-нибудь умного четкие указания о выборе пути, о том, как надо думать, чувствовать и действовать. Твердая уверенность в потенциале роста, присущем каждому, спокойное следование за логикой его развития и отсутствие желания руководить, конечно, контрастируют с популярными технологиями достижения успеха.
Что тут сказать. «Каждый выбирает по себе». Совершенствование способности к пониманию и принятию — это дорога длиною в жизнь, непредсказуемая и удивительная. Потому что живая жизнь — текучая, изменяющаяся, не сводится к раз и навсегда принятым определениям.
Об эксперте Елена Пиотровская — психолог, президент Ассоциации специалистов по игровой психотерапии, работает с детьми, подростками, взрослыми.