• ВНИМАНИЕ! НОВЫЙ АДРЕС САЙТА

    РКН заблокировал текущий домен

    Актуальный адрес сайта всегда указан здесь - EGROUND-ZERKALO.COM

Чтиво Зачем руководителю быть наставником: плюсы и подводные камни

bart

bart

PRO
Сообщения
5.332
Лайки
1.722
Зачем руководителю быть наставником: плюсы и подводные камни

Скачать Зачем руководителю быть наставником: плюсы и подводные камни


Каждому руководителю необходимо наставлять своих сотрудников. Как делать это эффективно и выйти на уровень менторства?

Рано или поздно любая компания сталкивается с необходимостью обучения персонала. Сегодня организации переходят от классической передачи знаний к наставничеству, или как еще это называют менторству.
Как пишет «Википедия»: «Наставничество – это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции».
Мне самому больше нравится, как выразился Дэвид Майстер, американский писатель и эксперт по практике управления бизнесом: «Наставничество — это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье».
И еще есть вот такое определение: «Наставничество – это неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом и психологическая поддержка, получаемая обучаемым в работе, карьере и профессиональном развитии». В общем, наставничество является достаточно глубокой темой.
Очевидно, что менторство несколько сложнее, чем банальная передача знаний, имен клиентов и паролей, и требует большей вовлеченности в процесс. Мы в компании уверены, что руководитель должен заниматься наставничеством, и есть несколько моментов, которые дают основание так полагать.
Плюсы наставничества
  1. Если руководитель занимается наставничеством, значит, он продолжает развиваться. От человека, который передает знания, требуется постоянный рост и движение «вперед». Также, в процессе этой передачи человек оттачивает эти самые знания. На самом деле, если руководитель развивается, он в том или ином виде все равно будет делиться своим опытом: индивидуально наставлять или проводить общие собрания, например, по качеству работы.
  2. Менторство означает, что руководитель «в теме», он понимает и изучает, что происходит вокруг, какие тенденции и течения сейчас на рынке, а в наше время все меняется очень быстро. Если руководителю есть, чем поделиться и что продвигать, то он точно держит «руку на пульсе» и всегда в рыночном потоке.
  3. Руководитель, который передает знания, всегда хочет увидеть обратную реакцию. Это означает, что он, в хорошем смысле, следит за тем, как сотрудники реагируют на информацию от него. Он ждет, что они на «одной волне». Такой руководитель всегда старается чувствовать коллектив, взаимодействовать с ним, создавать или изменять микроклимат. Это важная кадровая составляющая успешного дела.
  4. Через наставничество передается культура компании, ее стиль, миссия, та черта, отличающая ее от других. Для некоторых направлений бизнеса этот штрих может иметь, прямо скажем, решающее значение.
Из вышеописанного становится понятно, зачем руководителю необходимо наставлять своих сотрудников: для своего развития и развития коллег, для того, чтобы держать руку на пульсе, как на всем рынке, так и внутри компании.
Подводные камни наставничества
Но, как и в любом деле, всегда есть «подводные камни». Одной из таких точек преткновения в построении идеальной организации, где каждый руководитель чей-то наставник, является тот факт, что некоторые люди не хотят или не могут быть менторами.
Причин, почему так, может быть несколько. Для начала, будущему наставнику необходимо обладать такими обязательными для обучения чертами характера, как терпение и ответственность. Кроме того, ментор должен уметь объяснять простым языком, а также выработать навык эмпатии, чтобы чувствовать состояние обучаемого, лучше понимать его. Последнее очень важно в компаниях бирюзовой модели бизнеса, к которым относится наша организация.
Если в классическом менторстве акцент делается на профессиональных моментах, то в бирюзовой организации важно, чтобы человек развивался разносторонне, не только в своей должности, но и физически, ментально и в личном плане. Поэтому каждый наставник в бирюзовой организации становится немножко психологом.
И напоследок важный вопрос: можно ли человека заставить стать наставником, или это все-таки должен быть душевный порыв? На мой взгляд, первое – довольно сложная задача, потому в человеке должны быть заложены определенные характеристики, но уверен, что развиваться можно всегда и каждому, любые навыки и умения нарабатываются, в том числе и менторства, хотя для этого нужно время.
Советы начинающим руководителям-менторам
И в заключении хотел бы дать советы начинающим руководителям-менторам:
  1. Почитайте книги про наставничество: Джэк Кэнфилд, Патрик Ленсиони, Дэйв Логан и другие, так как зайти может не все.
  2. Посмотрите видео про наставничество, послушайте подкасты. Очень интересно делятся своим опытом тренеры по бизнесу, они часто рассказывают о том, что такое наставничество, например, Радислав Гандапас и Игорь Манн.
  3. Знаниями нужно делиться. Это суть менторства.
  4. Помните формулу: Знания -> переходят в понимание - > переходят в сознание -> переходят в осознание -> наставничество. Ни один пункт пропускать нельзя!
  5. Для наставничества, как и любого дела, нужна мотивация. Обретать мотивацию можно самостоятельно или через различные источники.
  6. Важно уметь честно отвечать на вопросы самому себе: «Зачем тебе наставничество? Какова твоя чистота намерений и помыслов? Зачем ты наставник?»
  7. Помнить, что другому можно дать только то, что сам имеешь!
  8. Всегда необходимо самообразовываться.
  9. Повышайте свою мораль (отношение к самому себе) и нравственность (отношение к другим).
  10. Добиваться результатов в своем деле, чтобы у вас были практические успехи, а не теоретические.
 
Сверху Снизу