bart
PRO
- Сообщения
- 5.332
- Лайки
- 1.723
Остаться без телефона и пропустить важное событие: почему мы боимся этого?
Вам случалось листать ленту соцсетей и думать, что все, абсолютно все друзья и знакомые ведут куда более интересную жизнь, чем вы сами? Мне — да, регулярно. Синдром упущенной выгоды — FOMO — я диагностировала себе сразу же, как только услышала о таком явлении. Недавно выяснилось, что в мире появились и другие «недуги»: FOGO, JOMO и другие. Попробуем разобраться, что это.
СТАРЫЙ ДОБРЫЙ FOMO
На самом деле FOMO (Fear of missing out) — и термин, и само явление — штука далеко не новая: впервые это понятие употребил предприниматель и автор книг Патрик Макгиннис еще в 2004 году, а в 2013 году слово включили в Оксфордский словарь английского языка.
К переводу этого понятия на русский язык масса вопросов: во-первых, F в английском названии — это fear, страх; во-вторых, речь, конечно, о «возможностях», а не о «выгоде».
Скорее всего, вам попадалось немало статей о том, что такое синдром упущенной выгоды и как определить, не подвержены ли вы ему, поэтому ограничимся коротким перечислением симптомов. У вас, как и у большей половины человечества, хотя бы иногда проявляются признаки синдрома упущенной выгоды, если вы:
У меня она возникает каждый раз, когда я не могу в числе первых посетить новый ресторан, посмотреть «пилот» сериала, о котором только и говорят вокруг, пропускаю новый выпуск Дудя или нового подкаста. Список можно продолжать до бесконечности. И так, кстати, было, сколько себя помню: со средней школы так точно. И оставшись на выходные в городе впервые за июнь, я уверена, что абсолютно все мои друзья проводят время веселее, чем я.
FOGO — «ПОДАРОК ПАНДЕМИИ»?
Пока одни расстраиваются, что другие отлично проводят время без них, другие отчаянно боятся «выходить в свет». Их жизнью правит FOGO (Fear of going out) — страх выходить куда-либо.
Конечно, затворники существовали и до весны 2020 года. В их числе и интроверты, и люди с повышенной социальной тревожностью или социальной застенчивостью, и крайний случай — японские отшельники хикикомори, которые не выходят из дома годами. Однако осознав, что все мы можем оказаться друг для друга опасными, многие стали избегать больших скоплений людей, а со временем — и любых компаний в принципе.
В прежние времена тут было бы уместно привести советы экспертов о том, как побороть в себе этот страх: как ни крути, социализация всем необходима, а изоляция бьет по психике. Но… пожалуй, их не будет. Потому что в мире, где далеко не все носят маски и соблюдают дистанцию, бороться с этим новомодным синдромом может быть себе дороже.
Кроме того, в мире, где горячую еду привозят прямо к порогу, а рабочие конференции можно посещать, не вылезая из пижамы, каждая необходимость покинуть пределы дома — особенно когда вокруг свирепствует вирус — сопровождается вопросами: а оно того стоит? А мне действительно это нужно? И не всегда ответ утвердительный.
JOMO: ВНЕ ЗОНЫ ДОСТУПА И СЧАСТЛИВЫ
Если для человека с синдромом упущенной выгоды оказаться без смартфона, связи с друзьями и возможности листать соцсети — сущий кошмар, то люди с JOMO (Joy of missing out) — радостью от упущенных возможностей — этим только наслаждаются.
Да, такие среди нас тоже есть: они по-честному устраивают себе «цифровой детокс», отдыхают от обилия информации и чувствуют себя свободнее, отказываясь от предложений и возможностей.
«Диагностировать» себе это состояние довольно просто. Глядя на пустые строчки в ежедневнике, испытываете ли вы облегчение? Забываете ли, когда последний раз проверяли соцсети? Радуетесь ли тому, что больше не нужно придумывать достаточно убедительную причину, чтобы остаться дома?
Если ответ — «да», то вы человек с JOMO. И вас можно с этим поздравить.
…И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
Тут бы и поставить точку, но этим «новомодные» синдромы не ограничиваются. Еще есть:
Не исключено, что, пока я набираю текст, журналист на другом конце планеты радостно публикует еще один свежеизобретенный им термин. Но, по сути, в пристальном внимании нуждается разве что FOMO. Для борьбы с ним специалисты советуют учиться прислушиваться к себе и своим истинным желаниям и отличать их от навязанных социумом. Пожалуй, этим и займусь, как только проверю соцсети.
Вам случалось листать ленту соцсетей и думать, что все, абсолютно все друзья и знакомые ведут куда более интересную жизнь, чем вы сами? Мне — да, регулярно. Синдром упущенной выгоды — FOMO — я диагностировала себе сразу же, как только услышала о таком явлении. Недавно выяснилось, что в мире появились и другие «недуги»: FOGO, JOMO и другие. Попробуем разобраться, что это.
СТАРЫЙ ДОБРЫЙ FOMO
На самом деле FOMO (Fear of missing out) — и термин, и само явление — штука далеко не новая: впервые это понятие употребил предприниматель и автор книг Патрик Макгиннис еще в 2004 году, а в 2013 году слово включили в Оксфордский словарь английского языка.
К переводу этого понятия на русский язык масса вопросов: во-первых, F в английском названии — это fear, страх; во-вторых, речь, конечно, о «возможностях», а не о «выгоде».
Скорее всего, вам попадалось немало статей о том, что такое синдром упущенной выгоды и как определить, не подвержены ли вы ему, поэтому ограничимся коротким перечислением симптомов. У вас, как и у большей половины человечества, хотя бы иногда проявляются признаки синдрома упущенной выгоды, если вы:
- боитесь пропустить какие-нибудь важные (интересные) события;
- считаете, что все, кроме вас, живут насыщенной жизнью, ходят на классные вечеринки, уже посмотрели этот спектакль, съездили в этом году в отпуск — нужное подчеркнуть;
- навязчиво обновляете ленты социальных сетей и пристально следите в них за жизнью своих знакомых;
- стремитесь всегда быть доступными для общения, не упускаете возможностей социализироваться;
- очень расстраиваетесь, если оказываетесь исключенными из группы (все куда-то пошли, а вас не позвали);
- испытываете жуткий дискомфорт, когда смартфона нет под рукой;
- хотите нравиться людям и получать их одобрение.
С одной стороны, кажется, что это в той или иной степени касается большинства из нас: кто не хочет нравиться другим, пусть первым бросит в меня смартфон. С другой, далеко не у всех ощущение того, что они что-то пропустили, выливается в сильную тревогу — неизменную спутницу FOMO.Далеко не у всех ощущение того, что они что-то пропустили, выливается в сильную тревогу
У меня она возникает каждый раз, когда я не могу в числе первых посетить новый ресторан, посмотреть «пилот» сериала, о котором только и говорят вокруг, пропускаю новый выпуск Дудя или нового подкаста. Список можно продолжать до бесконечности. И так, кстати, было, сколько себя помню: со средней школы так точно. И оставшись на выходные в городе впервые за июнь, я уверена, что абсолютно все мои друзья проводят время веселее, чем я.
FOGO — «ПОДАРОК ПАНДЕМИИ»?
Пока одни расстраиваются, что другие отлично проводят время без них, другие отчаянно боятся «выходить в свет». Их жизнью правит FOGO (Fear of going out) — страх выходить куда-либо.
Конечно, затворники существовали и до весны 2020 года. В их числе и интроверты, и люди с повышенной социальной тревожностью или социальной застенчивостью, и крайний случай — японские отшельники хикикомори, которые не выходят из дома годами. Однако осознав, что все мы можем оказаться друг для друга опасными, многие стали избегать больших скоплений людей, а со временем — и любых компаний в принципе.
В прежние времена тут было бы уместно привести советы экспертов о том, как побороть в себе этот страх: как ни крути, социализация всем необходима, а изоляция бьет по психике. Но… пожалуй, их не будет. Потому что в мире, где далеко не все носят маски и соблюдают дистанцию, бороться с этим новомодным синдромом может быть себе дороже.
К тому же некоторые эксперты утверждают, что FOGO — это, вообще-то, хорошо. На время пандемии со всех нас в каком-то смысле сняли бремя общественных ожиданий, и мы, оставшись дома одни, получили шанс прислушаться к себе и понять, чего же мы все-таки хотим. А заодно и весомое оправдание своему нежеланию выбираться в люди.Оставшись дома одни, мы получили шанс прислушаться к себе и понять, чего же мы все-таки хотим
Кроме того, в мире, где горячую еду привозят прямо к порогу, а рабочие конференции можно посещать, не вылезая из пижамы, каждая необходимость покинуть пределы дома — особенно когда вокруг свирепствует вирус — сопровождается вопросами: а оно того стоит? А мне действительно это нужно? И не всегда ответ утвердительный.
JOMO: ВНЕ ЗОНЫ ДОСТУПА И СЧАСТЛИВЫ
Если для человека с синдромом упущенной выгоды оказаться без смартфона, связи с друзьями и возможности листать соцсети — сущий кошмар, то люди с JOMO (Joy of missing out) — радостью от упущенных возможностей — этим только наслаждаются.
Да, такие среди нас тоже есть: они по-честному устраивают себе «цифровой детокс», отдыхают от обилия информации и чувствуют себя свободнее, отказываясь от предложений и возможностей.
Термин этот, кстати, тоже уже далеко не нов (еще в 2015 году Кристина Кук написала книгу об этом), но события последних года-полутора дали многим возможность беззастенчиво предаваться этой радости.Радуетесь ли тому, что больше не нужно придумывать достаточно убедительную причину, чтобы остаться дома?
«Диагностировать» себе это состояние довольно просто. Глядя на пустые строчки в ежедневнике, испытываете ли вы облегчение? Забываете ли, когда последний раз проверяли соцсети? Радуетесь ли тому, что больше не нужно придумывать достаточно убедительную причину, чтобы остаться дома?
Если ответ — «да», то вы человек с JOMO. И вас можно с этим поздравить.
…И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
Тут бы и поставить точку, но этим «новомодные» синдромы не ограничиваются. Еще есть:
- BROMO (Bros' protect you from missing out) — когда друзья щадят ваши чувства и, повеселившись без вас накануне, не выкладывают фотографии в соцсети и не обсуждают гулянку в общем чате;
- FOJI (Fear of joining in) — страх присоединяться к чему-либо. Из-за него некоторые, к примеру, не регистрируются в соцсетях — непонятно, что там писать, как реагировать на чужие посты, да и вообще — вдруг кто-то «не тот» захочет подружиться?
- MOMO (Mystery of missing out) — когда человеку кажется, что молчание друзей в соцсетях означает, что они на самом деле куда-то ходили без него.
Не исключено, что, пока я набираю текст, журналист на другом конце планеты радостно публикует еще один свежеизобретенный им термин. Но, по сути, в пристальном внимании нуждается разве что FOMO. Для борьбы с ним специалисты советуют учиться прислушиваться к себе и своим истинным желаниям и отличать их от навязанных социумом. Пожалуй, этим и займусь, как только проверю соцсети.